Кабинет министров Украины планирует принять постановление о сокращении объемов поставок газа на 30% промышленным потребителям и предприятиям теплокоммунэнерго с августа текущего года. Это одна из мер по снижению зависимости от российских энергоносителей и начало режима экономии, в котором предстоит научиться работать и жить предприятиям и рядовым гражданам. О том, как это будет реализовано на практике, генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко описал в колонке для Forbes.
Летом сокращения поставок газа никто особо не ощутит. Но уже в октябре население, социальная и бюджетная сферы в желании согреться перейдут на электроприборы, и еще больше увеличат потребление электроэнергии. За первое полугодие 2014 года население и так использовало на 3,4% электроэнергии больше, чем за тот же период 2013 года. Тенденция к росту потребления наблюдается последние несколько лет.
Увеличит ли потребление электроэнергии промышленность, сегодня сказать сложно. Сейчас мы наблюдаем спад всех промышленных показателей, и прогнозы мировых аналитиков до конца 2014 года пессимистичны. Но, в любом случае, промышленности будет легче. На сегодня энергетическая система Украины представляет собой весьма неоднозначный результат симбиоза плановой системы советского периода и постоянно идущих недореформ времен независимости.
При Советском Союзе на территории Украины были построены избыточные генерирующие мощности, особенно в западной части страны, в расчете на экспорт в Европу. Поэтому в целом наша энергетика до сих пор профицитна, и мы пока еще можем производить больше электроэнергии, чем потребить. Но неприятности поджидают нас в деталях.
Во-первых, при строительстве крупных объектов генерации как-то забыли про маневровые мощности, которые используются для компенсации пиков и спадов потребления электроэнергии. В результате в Украине эту роль исполняет тепловая энергетика, которой и будут сокращать поставки газа. Единственная альтернатива – большие гидро- и гидроаккумулирующие станции, но их слишком мало в общем энергетическом балансе. Дефицит маневровых мощностей приводит к тому, что часто, для того чтобы сгладить 50 мВт пик, запускают 300 мВт блок на тепловой станции. А это ведет и к лишнему расходу денег на топливо, и к сильному ускорению износа оборудования.
Я не исключаю, что при синхронизации украинской энергосистемы и европейской маневровые мощности последней смогут компенсировать эти проблемы в украинской энергосистеме. Только вот случиться это не раньше 2017 года. А пока мы синхронизированы с Россией, Молдовой и Беларусью, с ЕС соединен только так называемый Бурштынский энергоостров. Экспорт в Европу составляет всего около 5% производства электроэнергии.
Во-вторых, нынешнее состояние энергоблоков достойно самого искреннего и глубокого уважения к тем людям, которые ухитряются на полностью выработавшем свой ресурс оборудовании и чудовищно устаревших агрегатах работать и обеспечивать стабильность и весьма приличные показатели энергосистемы. Единичные случаи модернизации ДТЭКом отдельных своих энергоблоков погоды, увы, не делают. Именно поэтому, несмотря на некоторую энергодефицитность восточных областей, магистральные линии электропередачи обеспечивают нормальную транспортировку энергии к местам потребления.
Не всегда диспетчерам соответствующих служб «Укрэнерго» это дается легко, но в целом они справляются. Кроме того, магистральные линии обновлялись и поддерживались за счет кредитов международных финансовых организаций и энтузиазма и профессионализма отдельных сотрудников компании. Учитывая объемы потребления электроэнергии, вся наша крупная промышленность подключена к магистральным сетям, поэтому для нее особых проблем с поставками не будет. Для потребителей в Украине куда как более серьезна совершенно другая проблема.
Распределительные сети – те самые провода, по которым электроэнергия попадает к конечному потребителю – «ахиллесова пята» энергосистемы. Сегодня они просто в плачевном состоянии. Не имея долгое время источника финансирования даже для поддержания этих сетей в приличном состоянии, украинские энергетики шли по экстенсивному пути закрывания дыр.
Как было: украли мародеры триста метров кабеля в поселке Н. – подключим через резерв. Но деньги на новый кабель все равно не появлялись, поэтому сегодня резерв уже стал основным источником. И если в снегопад порвало сети, приходится сидеть и ждать, пока починят – запасного-то варианта уже нет! Неделя на восстановление, потому что обрыв еще по снегу надо найти. В прошедшем феврале без света несколько дней сидели больше 1200 населенных пунктов.
Именно поэтому совершенно не оправданы надежды тех, кто думает, что если зимой не будет газа, то обойдемся электрическим обогревателем. Наши сети совершенно не готовы для такого типа обогрева. Большая часть квартир имеют проводку, рассчитанную на 2,5 кВт. А между тем среднее потребление, даже без каких-либо обогревателей, давно перешло за черту в 5 кВт. Никаких шансов: при массовом включении электрических обогревателей целые кварталы будут просто выключаться из сети автоматикой, предназначенной для предотвращения перегрузок и аварий.
Наибольшему риску подвержены небольшие городки, поселки и села – здесь резервов почти нет. Да и в больших городах есть районы, где электрическое хозяйство работает «в натяжку». Например, в Киеве центр города до последнего времени был постоянной зоной риска. И только построенные в 2012-2013 годы подстанции выровняли ситуацию. Теперь, правда, вопросы возникли в районах появления новой «точечной» застройки правого берега.
Недавно стартовала тарифная реформа, тарифы для населения начали подтягивать к уровню экономически обоснованных. Появилась надежда на исправление ситуации, но за ближайшие несколько месяцев она значительно не улучшится. Энергетиков ждет долгая и сложная работа по приведению в порядок сетей: замена кабелей, трансформаторов, установка новых счетчиков.
Есть шансы на появление в Украине «умных сетей», способных не только гораздо эффективнее распределять электричество, но и принимать в сеть электричество от маленьких частных производителей – солнечных панелей на крыше или ветряка во дворе.
Крупные модернизационные проекты в генерации потребуют еще более тщательного планирования и достаточно длительного рабочего процесса. Модернизация энергоблока «от и до» длится три года, а иногда и больше. Постройка нового займет как минимум пять лет. Необходимо возрождение энергетического машиностроения, вероятно, уже в партнерстве с европейскими компаниями и огромными инвестициями. Реальные изменения мы ощутим через 3-4 года интенсивной работы энергетиков. (forbes.ua/ Энергетика Украины и мира)