Новые планы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины так же далеки от реальности, как и мечтания известного литературного персонажа, проводившего время в размышлениях, как лучше обустроить Россию. Это означает, что стратегическая отрасль экономики продолжает благополучно тонуть в коррупционном болоте.
Нынешний министр Юрий Продан уже занимал эту должность в 2008-2010 гг. Тем не менее, его возвращение вынуждает вспомнить известную поговорку о новой метле. Для начала Минэнергоугля при нем отказалось от идеи предшественников по замещению дефицитного природного газа в энергетическом балансе Украины за счет синтетического, получаемого из местного угля. С этой целью планировалось построить несколько заводов по газификации угля за счет китайских кредитов и с китайским оборудованием.
Вроде бы как отличная инициатива. Во-первых, сейчас в результате очередной войны с “Газпромом” поставки российского ресурса прекращены на неопределенное время. Во-вторых, последние несколько лет угольные госпредприятия имеют постоянные проблемы со сбытом продукции. Но нет же! Первый заместитель министра Юрий Зюков, курирующий угольную отрасль, в конце мая сурово объявил, что считает данную затею бесперспективной. Не вдаваясь в более подробные объяснения, что именно натолкнуло его на такие выводы. Просто сказал – как отрезал. Не подкрепив расчетами и экспертными выкладками.
Лишь уточнил, что $3,7 млрд., которые давали китайцы под данный проект, можно направить на другие цели. Опять же не сообщив, на какие именно. И до сих пор пояснений не прозвучало. Хотя да, мало ли куда можно деть такую сумму… Следующей новацией, о которой 8 июля сообщил замминистра Вадим Улида, стала разработка министерством очередной госпрограммы реформирования угольной промышленности Украины, теперь уже до 2020 г. Именно к этой дате теперь должно прекратиться субсидирование госшахт из бюджета ввиду их тотальной приватизации. Правильное решение, никто не спорит.
Вот только предыдущая госпрограмма предусматривала, что уже в 2014 г. у государства не останется шахт в управлении, а расходы на них полностью прекратятся с 2016 года. То есть сейчас под видом реформирования речь идет о банальной консервации существующей схемы, при которой большая часть выделяемых из бюджета средств расхищается. Это, кстати, признал сам премьер Арсений Яценюк. Выступая в Верховной Раде 27 марта, он отметил, что из 13 млрд. грн. 10 млрд. разворовывают и только 3 млрд. поступают шахтерам. Впрочем, это не помешало ему и другим членам Кабинета министров 15 июля утвердить новую госпрограмму для углепрома.
Она предусматривает закрытие 46 госшахт до 2017 г., уточнила директор департамента рынка труда и занятости Министерства социальной политики Наталья Зинкевич. При этом безработными станут 22 тыс. шахтеров. Учитывая, что сейчас в Донецкой и Луганской областях уже официально числятся на учете в центрах занятости 265 тыс. человек, прирост на 10% не является критическим, хотя и не способствует снятию социальной напряженности. Но будет ли выполнена эта программа, большой вопрос. Ведь под закрытие и консервацию шахт тоже нужны деньги, а в украинском госбюджете при всех правительствах их почему-то никогда нет. Ввиду этого не стоит особо обольщаться и заверением Н. Зинкевич о том, что одновременно в рамках программы соцразвития на Донбассе будет создано 300 тыс. новых рабочих мест.
Кроме того, вот уже не первый месяц в правительственных кругах ведутся разговоры об отмене зеленых тарифов на электроэнергию. Точнее, об их уменьшении. Дескать, слишком они высоки… Все верно, но ведь и в странах ЕС аналогичная ситуация. Производство энергии из альтернативных источников априори более затратно. Именно поэтому правительства европейских стран и субсидируют работу солнечных, ветровых и прочих электростанций. Тут уж надо выбирать: или дешевая электроэнергия с угольных ТЭС и АЭС в ущерб окружающей среде, или поддержание высоких экологических стандартов. Третьего не дано.
Тем более, что развитие альтернативной энергетики позволяет уменьшить использование природного газа. И тем самым сократить зависимость от российских поставок. В общем-то именно поэтому ранее и было принято решение развивать строительство солнечных и ветровых электростанций в Украине. Именно для этого были установлены так называемые зеленые тарифы, позволяющие сделать такие проекты инвестиционно привлекательными. А что происходит теперь, что поменялось? Из официальных выступлений первых лиц государства следует, что энергонезависимость – по-прежнему главная цель.
Тогда как с этим стыкуется возможный пересмотр зеленых тарифов? Стоит отметить, что даже сами разговоры на эту тему, когда они ведутся высокопоставленными правительственными чиновниками, наносят непоправимый ущерб государственным интересам. Будем откровенны: какой зарубежный инвестор захочет вкладывать средства в развитие украинской энергетики, если сегодня здесь действуют одни правила, а завтра курс меняется с точностью до наоборот? Данное обстоятельство представляется особенно актуальным ввиду еще одного сообщения В. Улиды – о планах министерства привлечь 200 млрд. грн. на реконструкцию энергосистемы Украины до 2020 г.
Или $16,88 млрд. по нынешнему обменному курсу. Это практически равняется объему средств в рамках новой кредитной программы Международного валютного фонда для Украины. Кстати, кроме него, никто сейчас не решается давать в долг стране, на 9,2% территории которой идет полномасштабная война с бомбежками и артобстрелами городов. А выделяемые МВФ средства идут на финансирование текущих расходов власти: зарплаты в бюджетной сфере и социальные выплаты. Они хотя и мизерные, но и на них А. Яценюку негде денег взять – поступления в бюджет падают вместе с промпроизводством и ВВП. Ну, и на возврат предыдущих долгов тому же Фонду и другим кредиторам.
В этой ситуации занять на западных рынках капитала даже под госгарантии – заведомо нереальная задача. Либо кредиторы загнут такую процентную ставку, что привлечение займа на инвестпроект становится совершенно бессмысленным. Знают ли об этом в Минэнергоугля Украины или там никто не в курсе происходящих в стране событий? И еще одно обстоятельство чиновники намеренно упускают из виду: даже если вдруг произойдет чудо и на отечественный ТЭК польется инвестиционный дождь изобилия, эти средства все равно никто не сможет съесть в таком объеме.
В соответствии с планами ведомства получается, что в год надо освоить 40 млрд. грн. Последние данные, которые пресс-служба Минэнергоугля выставила в открытый доступ, свидетельствуют, что за 2011 г. госпредприятиями ТЭК освоено 15,193 млрд. грн., в том числе в энергетике – 5,623 млрд. грн. Вряд ли после этого в 2012-2013 гг. ситуация как-то поменялась к лучшему. То есть ТЭК Украины оказался бы в положении человека, которого долго морили голодом, довели до дистрофического состояния, а потом поставили перед ним таз, доверху наполненный деликатесами, и сказали: “Ешь до дна!”.
Глава Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в комментарии МинПрому напомнил, что ранее у Минэнергоугля была Энергетическая стратегия до 2030 г., которая много критиковалась экспертами. “Акцент в документе делался на рост производства электроэнергии, а не на рационализации ее потребления, что особо актуально для Украины с учетом высоких энергозатрат в промышленности”, – пояснил он. Д. Марунич также выразил мнение, что цифры, приведенные В. Улидой, требуют конкретизации. “В частности, не определены источники финансирования. Кроме того, замминистра ничего не сказал о необходимости развития сетевого хозяйства”, – подчеркнул эксперт.
Старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква напомнил, что за все время независимости в Украине не построено и одного генерирующего энергоблока. Он уточнил, что строительство одного атомного энергоблока стоит $2-3 млрд., угольного блока мощностью 300 МВт – примерно $600 млн. “С этой точки зрения расчеты министерства о необходимых средствах вполне корректные. Но в нынешней ситуации вряд ли их смогут привлечь. Поэтому и далее у нас будут ограничиваться ремонтом существующих энергоблоков”, – спрогнозировал эксперт. (МинПром/Энергетика Украины и мира)