На сегодняшний день Украина является крупнейшим потребителем топлива для АЭС российского производства.
За девять месяцев 2014 г. Запорожская АЭС выработала 28 млрд. кВт-ч, это около 22% от общего объема производства электроэнергии в Украине. В целом же действующие атомные станции вырабатывают чуть меньше половины всей электроэнергии в стране. Накануне отопительного сезона и отсутствия в стране достаточного количества газа и угля, новость о стабильной выработке электроэнергии на АЭС выглядит оптимистично.
Однако, при ближайшем знакомстве с ситуацией в отрасли все выглядит не так уж радужно. Ежегодно Украина тратит на импорт тепловыделяющих сборок (ТВС) около $600 млн. Это конечно, не “газовые” миллиарды, но сумма все же впечатляющая. При этом, фактически монопольным поставщиком выступает “Росатом”.
Все действующие реакторы (ВВЭР-1000) в Украине построены по советским технологиям. Поэтому до определенного момента появление конкурентов в этом сегменте в РФ явно не ожидали. Однако в 2000 г., американская корпорация Westinghouse подписала соглашение с Украиной о квалификации ядерного топлива своего производства для АЭС. Украина начала покупать небольшие партии для экспериментальной эксплуатации. Но в 2012 г. была обнаружена деформация топливных сборок Westinghouse на двух блоках Южно-Украинской АЭС, куда первая партия топлива (42 тепловыделяющие сборки) была загружена годом ранее вместе с российскими ТВС. И, в 2013 г. Киев отказался от приобретения американской продукции. Тем более, что в прошлом же году было заявлено о создании украинско-российского СП и строительства завода по производству ядерного топлива в Украине. Кстати, полная мощность завода должна была составить 800 ТВС в год, что намного превышает потребности украинских станций. Собственно, сегодня судьба проекта остается неопределенной.
Кроме того, в этом году НАЭК “Энергоатом” и Westinghouse перезаключили контракт. В начале 2015 г. первые 42 кассеты Westinghouse будут загружены в активную зону реактора Южно-Украинской АЭС. Причем, американцы, судя по всему, не против построить в Украине собственный завод. Условие одно – покупайте больше нашего топлива.
Собственно, на мировом рынке ядерных технологий всегда существовала жесткая конкуренция. И способы борьбы здесь могут быть разные, вплоть до политического шантажа. Например, при вступлении государств Восточной Европы в ЕС, от них потребовали отказаться от эксплуатации атомных энергоблоков советского производства как небезопасных. У “Росатома” своя позиция. В частности, одним из условий создания СП было требование гарантии 100%-ной закупки НАЭК “Энергоатом” ядерного топлива производства совместного российско-украинского завода после его пуска.
В целом же, еще год назад эксперты предлагали компромиссную схему взаимоотношений до 2020 г. Для всех действующих АЭС закупать российское топливо либо ТВС производства украино-российского завода (если он все-таки будет построен) для всех действующих энергоблоков АЭС, а поставки топлива компании Westinghouse ограничить двумя энергоблоками на протяжении десяти лет, но с правом увеличения объемов поставок. Это позволило бы, как минимум, создать через несколько лет резерв ядерного топлива в объеме 40% от годовой потребности всех украинских энергоблоков. Таким образом, Украина будет иметь своего рода страховку на крайний случай.
Правда существует еще один момент, который многие в Украине предпочитают не замечать. Дело в том, что сборки производства Westinghouse, вновь будут использоваться на Южно-Украинской АЭС по сути в экспериментальном режиме. Опыт работы сборок компании Westinghouse в реакторах ВВЭР еще крайне невелик по сравнению с опытом эксплуатации российских сборок. При переходе от эксперимента к промышленной эксплуатации всегда могут возникнуть факторы, которые невозможно просчитать или предсказать. А, что на практике означают непросчитанные эксперименты с “мирным атомом” легко увидеть в Чернобыльской зоне отчуждения.
И в заключении еще один аспект, связанный с безопасностью атомной энергетики. 12 из 15 действующих энергоблоков на украинских АЭС были построены в 80-е года прошлого века. Принято считать, что полный эксплуатационный цикл реактора составляет 50-60 лет, следовательно, через 10-15 лет перед отраслью станут серьезные проблемы, связанные с выводом из эксплуатации большей части действующих сегодня энергоблоков. И уже сегодня следует готовиться к замене существующих ядерных реакторов на реакторы нового для Украины типа, например АР1000 (Westinghouse), ABWR (Toshiba), CANDU (канадские водо-водяные реакторы на тяжелой воде) или другие, например ВВЭР – 1300 (Россия) или PWR1300 (Франция). (Комментарии/Энергетика Украины и мира)