“Роснефть” заинтересовалась крымским шельфом и планирует заказать сбор сейсмических данных по региону. Свой интерес к Крыму компания не комментирует, объясняя лишь, что пытается актуализировать информацию “о геологической структуре региона”
“Роснефть” планирует разместить заказ на подготовку и передачу сейсмических данных по крымскому шельфу Азовского и Черного морей”, – говорится в плане закупок компании на 2014 г. Извещение компания планирует опубликовать 6 ноября, а уже 7 декабря должен быть исполнен договор. Максимальная сумма контракта, предусмотренная планом закупок, – $1,8 млн.
“Приобретение геологической информации является общемировой практикой крупнейших нефтедобывающих компаний. Подобные данные используются, в частности, для актуализации информации о геологической структуре региона, для составления более детальных карт недр, получения новых экспертиз и, как следствие, повышение качества и эффективности геологоразведки”, – сказал РБК представитель госкомпании. По его словам, “Роснефть” ведет такую работу в глобальном масштабе. Но он не стал уточнять, интересует ли “Роснефть” работа на шельфе Крыма или сейсмические данные компании нужны только для работы на уже имеющихся у нее участках в Азовском и Черном морях.
По данным сайта “Роснефти”, на шельфе Черного моря компания разрабатывает Туапсинский прогиб (совместно с ExxonMobil, извлекаемые ресурсы оцениваются в 1,2 млрд. т), Западно-Черноморскую площадь (совместно с Eni, 1,4 млрд. т) и Южно-Черноморский участок (469 млн. т). На шельфе Азовского моря “Роснефти” совместно с “ЛУКойлом” принадлежит Темрюкско-Ахтарский участок. На этих участках уже проведена сейсморазведка и ведется подготовка к бурению поисковых скважин.
Чтобы оценить ресурсы и плотность запасов в пределах своих лицензионных участков, очень часто необходимо знать, что творится вокруг, замечает декан геологического факультета РГУ нефти и газа имени Губкина Александр Лобусев: по принципу аналогии могут проводиться какие-то расчеты и намечаться перспективы. Но, запрашивая сейсмические данные по крымскому шельфу, компания также может проявлять интерес к этому региону, поэтому пытается оценить его запасы, считает он.
Черное и Азовское моря – это стратегический регион для “Роснефти”, поэтому интерес к Крыму неизбежен, уверен аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. По его оценкам, реализация проектов в Крыму может начаться через пять-десять лет.
В отношении “Роснефти” власти США и ЕС уже ввели санкции (в частности, запрет предоставлять финансирование на срок более 90 и 30 дней соответственно), а в случае начала работы на спорной территории полуострова Крым существуют риски новых ограничений со стороны западных стран, предупреждает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Но приобретение сейсмических данных не означает, что “Роснефть” готова “завтра идти осваивать шельф”, замечает директор Small Letters Виталий Крюков. Зато после снятия санкций в отношении Крыма у “Роснефти” будет больше шансов получить там лицензии, считает он.
“ЛУКойл” сейчас не рассматривает возможность работы в Крыму и не запрашивал сейсмических данных, говорит близкий к нему источник. Весной компания продала сеть заправок на полуострове, напоминает он.
Тогда же крымские власти называли “Газпром” в качестве основного претендента на крымскую компанию “Черноморнефтез”, но официальные представители монополиста это не подтверждали. Представитель “Газпрома” не стал комментировать интерес к Крыму, пресс-служба “Черноморнефтегаза” не ответила на запрос РБК. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)