У НАК “Нафтогаз Украины” появился шанс рассчитаться с долгами перед российской стороной, выплата которых, согласно требованиям “Газпрома”, является необходимым условием для старта поставок газа в Украину в осенне-зимний период. 29 октября Совет Федерации РФ одобрил закон, который даст возможность “Газпрому” производить взаимозачет с НАК “Нафтогаз Украины”. Теперь резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или рубли, в частности, при зачете требований по поставкам природного газа и по оплате услуг транзита газа через другие страны.
Иными словами, российская сторона утвердила возможность оплаты украинских долгов посредством перекрытия необходимой суммы из кошелька самого газового монополиста – транзитом, тем самым лишив Украину части валютных поступлений. Это даст “Газпрому” возможность избежать санкций правительства, если Украина все же не рассчитается за газ, при невыполнении нормы об обязательном перечислении валютной выручки за проданный газ на счет в банке. Кто же пострадает от данной нормы в первую очередь?
Транзитные средства составляют около трети выручки “Нафтогаза”. В минувшем году доход НАК составил 74,6 млрд. грн., и 23,9 млрд. грн. из них пришлось именно на долю транзитных средств. Вышеозначенная сумма варьируется из года в год из-за двух показателей – натурального объема прокачанного нашей газотранспортной системой топлива из РФ в Европу и ставки на его транспортировку.
Согласно договору между “Нафтогазом” и “Газпромом” на транзит природного газа от 2009 г., транзитная ставка рассчитывается в зависимости от цены на газ, в минувшем году колебавшейся от $407 до $421/тыс. куб. м. В первом полугодии 2013 г. транспортировка 1 тыс. куб. м ресурса обходилась РФ в $3,08/тыс. куб. м, в конце года – в $3,03. А после заключения дополнительного соглашения, предусматривавшего снижение стоимости природного газа (ПГ) для Украины на первый квартал 2014 г. до $268,5/тыс. куб. м транзит и вовсе упал в цене – до $2,73.
О дальнейшей ставке за транзит говорить сложно, поскольку Москва и Киев не могут определиться со стоимостью ресурса для Украины, и, соответственно, неизвестно, сколько стоит транспортировка ПГ в данный момент: в РФ рассчитывали на удорожание ПГ до $485/тыс. куб. м и, как следствие – рост стоимости транзита, Украина – напротив, настаивает на снижении цены.
При этом российская компания последнее время платит за транзит авансом. Общая сумма авансовых платежей за транзит газа с начала 2012 г. составляет $5,15 млрд. По оценкам “Газпрома”, остатка выплаченной суммы достаточно для оплаты транзита российского газа по территории Украины до начала 2015 г. Впрочем, с учетом роста стоимости топлива, в Москве посчитали, что ставка также выросла, и в конце августа решили доплатить НАК “Нафтогаз Украины” $10,54 млн. за июльский транзит. НАК “обиделась” и вернула платеж отправителю.
Ранее практически все авансовые платежи предназначались для оплаты украинской стороной газа, предназначенного для закачки в ПХГ для обеспечения бесперебойного транзита газа на Запад в зимний период. И вместо того, чтобы попадать прямому предоставителю услуги – ПАО “Укртрансгаз”, занимающегося прокачкой ресурса через украинскую газотранспортную систему, – оставались внутри системы НАК и перечислялись “Газпрому” в качестве платы за потребленное топливо.
Теперь же плата слишком высока – общий долг, накопленный НАК, по информации российского монополиста составляет сумму $5,3 млрд. “Газпром” требует заплатить в довольно сжатые сроки $3,1 млрд.: $2 млрд. до старта зимних поставок, и еще $1,1 млрд. до конца года. Таких денег у НАК, судя по всему, просто нет, вот РФ и предложила “кабальный” способ погашения задолженности – ежегодно транзит обходится “Газпрому” порядка $3 млрд.
“Газпром” 13 августа в своей отчетности сообщал, что из-за большого долга Украины могут “появиться неденежные формы расчетов за газ”, но суть схемы не раскрывалась. Теперь же ситуация становится более-менее понятна. Эксперты уверены – если Украина будет вынуждена рассчитаться за долги в счет будущего транзита, то “Нафтогазу” придется уйти в кабалу к “Газпрому”. “В лучшем случае за транзит в 2014-2015 гг. Украина получит до $5 млрд., которые сразу же вернет “Газпрому”. Именно они могут пойти на выплату долгов и на закупку газа для отопительного сезона-2014/2015″, – считает энергоэксперт Юрий Корольчук. По его мнению, сыграет роль также уменьшение объема транзита и снижение ставки транзита за счет того, что стоимость газа снизится.
А транзит в любом случае снизится. По состоянию на 6 октября объем прокачанного “Укртрансгазом” ресурса составлял 49 млрд. куб. м, при этом годом ранее этот показатель составлял 62,5 млрд. куб. м. При таких результатах падение составляет 18,6%. Эксперты прогнозируют: вероятность достижения прошлогодних объемов транзита невысока. В 2013 г. Украина поставила транзитом в страны Европы 83,7 млрд. куб. м газа. В 2014 г. же, по подсчетам энергоэксперта Валентина Землянского, этот показатель составит чуть выше 70 млрд. куб. м.
Если же НАК потеряет и транзитные средства, его финансовое состояние может ухудшиться еще больше. Согласно отчетности компании, в январе-сентябре 2014 г. ее чистый убыток вырос в 11,8 раза – до 62,475 млрд. грн., по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом, по мнению экспертов, в самой невыгодной ситуации оказывается именно оператор ГТС – “Укртрансгаз” – с начала года выказавший намерение прокредитоваться у различных банков суммарно на 800 млн. грн., однако в этом не преуспевший – с начала года здесь привлекли всего 613,73 млн. грн. Средства, по уверениям представителей УТГ, идут на поддержание системы в рабочем состоянии.
Покрыть же за свой счет из прибыли подобные расходы компания не в состоянии – за 9 месяцев 2014 г. она получила 795,147 млн. грн. чистого убытка. Посему, по мнению экспертов, ей придется обращаться к “матери”, которая и так получает средства от государства для покрытия собственного дефицита. Министерство финансов в январе-июле 2014 г. для увеличения формирования уставного капитала НАК “Нафтогаз Украины” выпустило ОВГЗ на общую сумму 23,966 млрд. грн. Это должно было облегчить “жизнь” компании, однако финансовые показатели НАК остаются по-прежнему удручающими.
В итоге “Укртрансгазу” пока остается ожидать двух решений: Стокгольмского суда о пересмотре ставки на транзит газа и окончательного решения по трехсторонних переговорах между Украиной, ЕС и РФ по газовому конфликту. Хоть источники Delo.UA говорят, что на переговорах бартерный вопрос не поднимался, все же не исключают возможность взаимозачета во избежание вывода валюты из страны. И тогда убытки НАК из-за недополученных средств могут поставить под сомнение существование этой компании как таковой. (Дело/Энергетика Украины и мира)