Снижение объема топливного резерва в России до 1,3 млн. т не является критическим и не должно привести к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. Как сообщает ТАСС, об этом заявил замглавы ФАС РФ Анатолий Голомолзин.

“По данным Минэнерго на середину октября 2014 г., суммарные накопленные запасы автомобильных бензинов в целом по России составили чуть более 1,3 млн. т. Важно, правда, чтобы эта цифра была проверяемой, а топливо, находящееся в резерве, реально доступным. Эта цифра отнюдь не является критической, тем более что снижение запасов происходило в условиях их задействования в период, когда были выведены в ремонт несколько НПЗ”, – сказал он.

Как отметил Голомолзин, для недопущения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке в периоды пикового сезонного спроса ФАС считает необходимым обеспечить постоянный контроль наличия соответствующих резервов и запасов у нефтяных компаний и их оперативное задействование в рамках нормативно закрепленного механизма.

“Речь идет о регламентации механизмов создания, хранения и расходования запасов нефтепродуктов крупнейшими игроками. Особо следует отметить необходимость нормативного закрепления публикации в общедоступных источниках оперативной информации о наличных запасах нефтепродуктов в нефтехранилищах. Недостаток информации порождает слухи, а слухи – верный спутник спекуляций”, – заявил замглавы ФАС.

По его словам, механизм формирования топливного резерва необходимо усовершенствовать. В частности, как отметил Голомолзин, нефтяные компании осуществляют накопление топлива в соответствии с рекомендациями Минэнерго. При этом в качестве контрольных временных точек берутся два временных промежутка в году, по достижении которых нефтяные компании должны обеспечить накопление запасов.

“К примеру, по автомобильным бензинам такими точками отсечения являются 1 мая и 1 октября. Однако, как показывает практика последних лет, данная система зарекомендовала себя как не очень эффективная и гибкая. Имеют место случаи, когда резервы не создаются в условиях низкого спроса либо продолжают накапливаться, когда есть острая необходимость их срабатывать”, – сказал Голомолзин.

Он также заявил, что ФАС направила в правительство предложения по вопросу о реализации нефтепродуктов по своповой схеме. “Предложения, подготовленные ФАС совместно с заинтересованными организациями и органами власти, в том числе Минвостокразвития, направлены в правительство. Как показало обсуждение с нефтяными компаниями и Росморпортом, технологические возможности для реализации подобной схемы имеются. Российская нефть может перерабатываться на НПЗ, расположенных за рубежом, причем как на Востоке, так и на Западе. Эта схема может быть реализована уже в ближайшее время”, – сказал замглавы ФАС.

По его словам, такой схемой уже воспользовались в Казахстане, когда там сложилась ситуация недостаточного производства собственных нефтепродуктов. “ФАС ожидает от российских участников рынка конкретных предложений на эту тему”, – отметил Голомолзин.

По его словам, своповые сделки, позволяющие вовлекать дополнительные объемы высококачественного топлива на российский рынок, могут быть реализованы разными способами. В частности, как отметил Голомолзин, рассматриваются варианты “обмена” (свопа) имеющихся в избытке на внутреннем рынке нефтепродуктов на недостающее качественное топливо, произведенное как на НПЗ, владельцами которых являются российские компании, так и на других НПЗ. “Они могут потребовать изменения в таможенном законодательстве – это долговременный процесс, либо введения специального таможенного режима. Это решение должно обсуждаться в рамках Таможенного союза”, – сказал он.

По словам Голомолзина, существует возможность установления решением Евразийской экономической комиссии специальной таможенной процедуры в целях реализации схемы своп-операций с уточнением номенклатуры /кодов/ вывозимых и ввозимых нефтепродуктов, а также перечня лиц, которыми данная специальная таможенная процедура может быть использована. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий