Одним из документов, подписанных Украиной, Россией и Евросоюзом в ночь с 30 на 31 октября в Брюсселе в результате многосложных газовых переговоров, было Дополнение №33, которое засекречено сторонами грифом “Коммерческая тайна”. Но, учитывая значимость “зимнего пакета” для энергобезопасности страны, редакция “Зеркало недели” решила предать его содержание огласке.
На самом деле Дополнение №33 хоть и является неотъемлемой частью контракта купли-продажи газа от 19 января 2009 г., по большому счету, скорее фиксирует различные позиции и намерения сторон.
Из текста Дополнения №33, которым располагает издание, следует, что в отношении обязательных условий поставок газа – а именно: оплаты долга за газ, поставленный “Газпромом” в адрес “Нафтогаза” в ноябре-декабре 2013 г. и апреле-июне 2014 г., – стороны “заявили” различные подходы. Так, по мнению “Нафтогаза”, выплата $3,1 млрд. “является полной оплатой неоплаченных счетов (расчет базируется на цене, равной $268,5/тыс. куб. м)”.
“Газпром” же заявляет как продавец, что эта же сумма “является частичным погашением задолженности покупателя” за тот же объем газа.
Очевидно, что по этой причине в Дополнении №33 не зафиксирован точный объем неоплаченного газа – каждая из сторон считает по-своему.
Это же обстоятельство способно осложнить последующие переговоры, особенно о поставках газа в период с 1 января по 31 марта 2015 г.
Кроме того, в Дополнении №33 не зафиксирована цена закупок. Источник, присутствовавший на переговорах в Брюсселе, рассказал, что Коболев в какой-то момент был готов согласиться на увеличение цены по сравнению с той, на которой украинская сторона настаивает в исковом заявлении в Стокгольмском арбитраже. По крайней мере, в вопросе расчета суммы накопленного долга за 11 млрд. куб. м газа (это по расчетам “Газпрома”). Тем не менее, его удержали от такого опрометчивого поступка.
В документе речь идет только об объемах поставок газа, и никоим образом не зафиксирована цена на газ. (Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)