Как считают западные эксперты, идея строительства в Клайпеде терминала по приему и переработке сжиженного природного газа бесполезна и абсурдна. Он так и останется незагруженным. Все могло бы измениться, если бы к проекту подключились другие страны Балтии. Но этого не произойдет, а достойной альтернативы российскому газу в регионе все равно нет.
“Терминал дает Литве доступ на мировые рынки. И правда, политические отношения с Россией теперь стали намного хуже, чем они были, когда эта идея появилась. Даже несмотря на то, что транзитных государств в этом проекте нет, есть много враждебности между Москвой и ее бывшими подданными, возникшей после расширения НАТО и сложных отношений с русским населением в балтийских государствах”, – пишет Уильям Пауэлл, эксперт из международной компании Platts & McGraw-Hill Financial, специализирующейся на предоставлении рыночной информации и аналитики.
“Однако эти мировые рынки, вероятно, будут менее привлекательными коммерчески, чем российский, – добавляет эксперт. – Таким образом, после всех разговоров только одна компания, государственная Litgas, имеет сейчас договор о покупке газа. Этот контракт загружает мощности терминала только на 15%”.
Как полагает У. Пауэлл, “покупатели за пределами Литвы теперь могут использовать наличие этого терминала для того, чтобы торговаться с “Газпромом”, и получать для себя скидки, не неся каких-либо расходов по строительству терминала”.
“Этот проект – коммерчески разорительный, если не будет поддержки со стороны соседей Литвы. Литовский газовый рынок невелик: 2,5 млрд. куб. м в год, и это чуть больше половины мощности терминала, которая составляет 4 млрд. куб. м в год”, – указывает аналитик.
Соседи, однако, не спешат спасать литовский проект – ни Эстония, ни Латвия пока не выказали никакого к нему интереса. Хуже того, Эстония и Финляндия недавно решили “сообразить на двоих”, объявив о строительстве своих СПГ-терминалов, которые были бы связаны общей трубой.
Латвия же имеет контракт на поставки газа с “Газпромом”, условия которого менее жесткие, чем те, которые заключены между Литвой и российским газовым монополистом. У Латвии также в распоряжении имеется газохранилище, единственное на все три страны, которое при необходимости может питать Латвию газом как минимум в течение целого года.
“Литовский премьер-министр и остальные пытаются управлять ожиданиями, говоря только о долгосрочных выгодах и о необходимости солидарности между тремя государствами. Хотя не факт, что это произойдет. Возможно, вмешательство других государств будет необходимо, чтобы навести порядок и показать абсурдность и тщеславие СПГ-проектов без общего балтийского согласия”, – заключает эксперт. (Kurier.lt/Энергетика Украины и мира)