С 2003 г. по 2013 г. доля добываемого жидкого топлива, поставляемого на экспорт, выросла почти на 7 процентных пунктов – с 60,5% до 67,1%, а удельный вес нефтепродуктов повысился с 21,7% до 32,0%. В газовой индустрии наблюдались аналогичные процессы. В 2013 г. в торговлю поступило 33,9% добытого газа (в 2003 г. – 26,3%), а на долю (СПГ – сжиженного природного газа) приходилось 31,4% (в 2003 г. – 27,1%).
Природные запасы угля распределены по поверхности земли более равномерно, чем разведанные источники нефти и газа, поэтому основной объем данного энергоносителя потребляется локально, и лишь примерно 1/6 суммарной добычи экспортируется. Мировым лидером по производству угля является КНР (47% глобальной добычи). КНР за последнее десятилетие сумела нарастить его выпуск вдвое.
Расчеты энергобалансов стран, сделанные авторами на основе ежегодных статистических данных “British Petroleum”, свидетельствуют, что в 2013 г. в 12 добывающих государствах объемы внутреннего производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) превысили их потребление более чем на 2,5 млрд. т нефтяного эквивалента (н. э.). Первое место со значительным отрывом заняла Россия, обладающая избытком энергоресурсов (добыча минус потребление) свыше 620 млн. т н. э. На втором месте – крупнейший мировой нефтепроизводитель – Саудовская Аравия (около 400 млн. т н. э.). За ней следовали Австралия, Индонезия и Катар (примерно по 200 млн. т н. э.), неуклонно модернизирующие, как и Россия, свои добывающие мощности.
В первую “десятку” ведущих нетто-экспортеров энергоресурсов вошел Казахстан, тогда как такие традиционные поставщики, как Норвегия, Венесуэла и Алжир, снизили экспортные показатели как в абсолютном, так и в относительном выражении. ( http://www.gismeteo.ua/weather-kyiv-4944/, Александр Иванов, Игорь Матвеев, БИКИ/Энергетика Украины и мира)
(Продолжение)