Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” предложила механизмы использования технологической нефти. Таким образом госпредприятие отреагировало на поручение премьер-министра Арсения Яценюка от 18 декабря. “Прошу в однодневный срок определиться относительно переработки технологической нефти “Укртранснафты” с целью обеспечения потребностей в нефтепродуктах “Укрзализныци” и Минобороны”, – сказано в обращении премьер-министра к Министерству энергетики и угольной промышленности, Министерству инфраструктуры, Министерству обороны, Министерству экономического развития и торговли, НАК “Нафтогаз Украины”, госкомпании “Укртранснафта” и Государственному резерву.
С весны этого года технологическая нефть стала предметом многих скандалов. В апреле руководитель “Укртранснафти” Александр Лазорко обратился в Минэнергоугля за разрешением на выкачку технологической нефти общим объемом 1,33 млн. т. В дальнейшем нефть планировалось переработать на мощностях Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (43% принадлежат “Нафтогазу Украины”, а 57% – структурам губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского). Опустошенные участки нефтепровода “Укртранснафта” предложила заполнить жидким или газообразным консервантом и предусмотреть возможность оперативного заполнения их технологической нефтью по мере возникновения необходимости в транспортировке нефти.
Несмотря на отсутствие официального разрешения Минэнергоугля, в июне “Укртранснафта” откачала 675 тыс. т технологической нефти. Хранилища оператора не смогли вместить весь объем, поэтому госкомпания передала нефть на хранение предприятиям Коломойского: Кременчугскому, Надворнянскому и Дрогобычскому НПЗ. Как сообщил исполнительный директор “Нафтогазу” Андрей Пасишник, в ближайшее время закончатся сроки хранения этой нефти и государству придется платить за услуги НПЗ.
На фоне обвинений в убыточности переработки этой нефти, в начале августа Генеральная прокуратура заявила, что проверит законность этой операции. В прокуратуре Киева Капиталу сообщили, что сегодня продолжается досудебное расследование деятельности Минэнергоугля, “Укртранснафти”, Кременчугского и Надворнянского НПЗ на предмет соблюдения законов.
“Нафтогаз” разработал два механизма выполнения поручения премьера. Согласно первому варианту, “Укртранснафта” продает технологическую нефть Кременчугскому НПЗ по цене, которая будет опираться на котировки агентства Platt’s. “Вырученные деньги планируется аккумулировать на валютном спецсчете в государственном банке. В будущем они пригодятся для покупки нефти”, – говорит Пасишник. Нефть может понадобиться, чтобы закачать ее в нефтепровод, когда произойдет пуск крупнейшего Лисичанского НПЗ. Напомним, этот завод, принадлежащий российской госкомпании “Роснефть”, не работает с марта 2012 г. При реализации этого сценария продавать нефтепродукты Минобороны и “Укрзализныци” будет сам Кременчугский НПЗ.
Второй вариант предполагает переработку технологической нефти по давальческой схеме на мощностях НПЗ. Реализацией полученных нефтепродуктов Минобороны и “Укрзализныци” займется “Укртранснафта”. Но, как отмечает Пасишник, у этого плана изначально несколько слабых мест. Во-первых, Кременчугский НПЗ может установить любую цену за переработку и назвать ее рыночной. Доказать обратное будет сложно, потому что только этот НПЗ сейчас работает в Украине. Во-вторых, НАК “Нафтогаз” в этом случае не сможет аккумулировать деньги на покупку нефти в будущем (часть уйдет на оплату налогов, часть – на выплату дивидендов).
Эти пути решения проблемы НАК предлагает обсудить на собрании совместно с Минэнергоугля, Минэкономразвития, Государственной фискальной службой, Министерством финансов, Минобороны, “Укрзализныцей”, Государственной экологической инспекцией, “Нафтогазом” и “Укртранснафтой”.
В год “Укрзализыиця” потребляет 400 тыс. т нефтепродуктов, оценивает аналитик компании UPECO Александр Сиренко. Примерно столько и получится, если переработать 675 тыс. т нефти. По данным Сиренко, большинство тендеров железнодорожного монополиста выигрывают компании, связанные с бизнесменом и народным депутатом Игорем Еремеевым: “Вог Аеро Джет”, “Укрпостач-Нафтотрейд”, “ВК Iмпекс”.
Поставщиков неоднократно обвиняли в реализации “Укрзализныци” дизтоплива по завышенным ценам. Официально это признал в июне и первый заместитель председателя правления “Укрзализныци” Максим Бланк. “Исправить ситуацию с прошлым периодом я уже не могу. Долг был своевременно продан одному из самых больших украинских банков, и я вынужден его заплатить”, – цитирует слова Бланка “Экономическая правда”.
Но уже в октябре “Укрзализнычпостач” (занимается поставками топлива для “Укрзализныци”) по результатам тендера подписала соглашения с “Вог Аеро Джет” на поставки дизтоплива на сумму 1,27 млрд. грн. Цена за тону составила 21,20 тыс. грн., хотя изначально компания предлагала по 27 тыс. грн. По данным “Консалтинговой компании А-95”, рыночная цена ты дизеля на тот период составляла 17,52 тыс. грн. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)