Россия традиционно имеет существенный избыток производства энергоресурсов над потреблением, который в текущем столетии неуклонно нарастал и по итогам 2013 г. превысил 620 млн. т н. э. (в 2003 г. – 486 млн. т н. э.) – это в полтора раза больше, чем аналогичный показатель у Саудовской Аравии.
Стратегия развития КНР, удачно сочетающая достоинства централизованного планирования и потенциал частной инициативы, позволяет стране поддерживать рост. За минувшие 6 лет (2008-2013 гг.) Китай увеличил производство энергоресурсов на 33%, а их потребление – на 45%. В указанный период КНР нарастила добычу угля примерно на 30%, более чем в полтора раза расширила выпуск энергии на АЭС, а также гидроэлектроэнергии, по масштабам выработки которой страна заняла лидирующую позицию еще в 2004 г., обогнав традиционных лидеров данного сегмента энергетики (в 2013 г. – 24,1% глобальной выработки электроэнергии с использованием крупных ГЭС). Кроме того, за 3 года Китай выдвинулся на 2 место по производству энергии из альтернативных источников, достигнув уровня в 15% глобальной выработки.
США, широко и активно используя технологические инновации (горизонтальное бурение, многоступенчатый гидроразрыв пласта, трехмерное моделирование, изготовление стеллажей (http://forstor.com.ua/stellazhnoe-oborudovanie/zavod-izgotovlenie-stellazhey-na-zakaz.html) специального назначения и т. д.), а также в силу иных факторов (разработка и внедрение указанных технологий приходились на времена высоких цен на газ, более низкая стоимость геологоразведки сланцевых залежей и владения земельным участком, наличие развитой транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, свободных добывающих мощностей, значительных объемов финансовых ресурсов и др.) вышли на стадию активного роста внутреннего производства углеводородов.
С 2008 г. по 2013 г. внутренняя добыча нефти увеличилась на 48%, газа – на 20%, что положительно сказалось на энергобезопасности государства. (Александр Иванов, Игорь Матвеев, БИКИ/Энергетика Украины и мира)
(Продолжение)