Новый год участники рынка встретил повышенными ставками ренты. В этих условиях многие из них не смогут продолжить работу и предпочтут выйти из бизнеса. Таким образом, аутсайдеры могут быть поглощены лидерами рынка, среди которых фигурирует группа “Приват”.
2014 г. буровики провожали в приподнятом настроении благодаря Министерству энергетики и угольной промышленности. Ведомство Владимира Демчишина в процессе верстки госбюджета-2015 предложило вернуться к ранее действовавшим рентным ставкам платы за пользование недрами для добычи природного газа на уровне 28% при глубине до 5000 м и 15% – свыше 5000 м.
Но уже в первых числах наступившего года выяснилось, что Кабмин не воспринял эту идею Минэнергоугля. Это стало понятно после опубликования изменений к Налоговому кодексу, автором которых стало правительство. Из документа следовало, что ставки ренты при добыче газа частными компаниями будет составлять 55% и 28% (в зависимости от глубины добычи).
Таким образом, Кабмин фактически пролонгировал срок действия повышенных ставок, на отмене которых и настаивало профильное Министерство. Такое решение участники рынка встретили с острой критикой, настаивая на том, что такое отношение государства к сфере газодобычи “угрожает не только развитию нефтегазовой отрасли страны, но и самому ее существованию”.
Чтобы добиться пересмотра фискальной политики, газодобытчики даже начали угрожать сокращением объемов добычи. Данная тема является “ахиллесовой пятой” для Кабмина, ведь падение внутренних показателей приведет к увеличению зависимости от импорта российского газа, а значит – росту политических рисков. Возможность убедиться в том, что участники рынка не блефуют, появилась уже в первых числах января, когда британская нефтегазовая компания JKX Oil&Gas объявила о решении приостановить программу капитальных вложений на 2015 г. в свои украинские активы.
Но, несмотря на то, что этот пример может вызвать цепную реакцию на рынке, в правительстве не планируют отказываться от повышенных ставок. Во-первых, потому что упомянутое решение JKX Oil&Gas связано не столько с налогами, сколько с постановлением №647 от 26 ноября 2014 г., которым ключевые промпредприятия были в ручном режиме переведены на закупку газа исключительно у НАК “Нафтогаз Украины”. Во-вторых, нужно понимать, что британская фирма – белая ворона на украинском рынке. В том смысле, что в отличие от нее большинство отечественных газодобытчиков занялись промыслом фактически бесплатно (получили спецразрешения на пользование недрами на внеконкурсной основе). А это значит, что перед ними не стоит проблема окупаемости инвестиций, и они заинтересованы продолжить работу даже в условиях нынешних фискальных сборов.
Но самое интересное заключается в том, что нынешние правила игры не устраивают далеко не всех участников рынка. Речь о том, что пролонгация действия повышенных ставок ренты вполне может восприниматься отдельными игроками как шанс для поглощения своих конкурентов. При этом уникальность ситуации в том, что в этом контексте наиболее уязвимыми являются даже не зарубежные компании (типа упомянутой JKX Oil&Gas), а отечественные бизнес-группы.
Это утверждение построено на том простом факте, что в последние годы многие украинские олигархи строили свой нефтегазовый бизнес на принципах так называемого партнерства с государством, которое официально оформлялось в рамках договоров о совместной деятельности. Такая схема позволяла использовать госструктуры фактически в качестве основных финансовых доноров, но при этом делить прибыль пополам.
Теперь же этот вид бизнеса становится непопулярным, поскольку для участников СД ставка ренты будет установлена на уровне космических 70%. Именно поэтому частные предприятия, работающие в рамках партнерства с государством, могут быть первыми жертвами поглощений. Например, среди них может оказаться “Карпатыгаз”, которое на рынке ассоциируется с Group DF Дмитрия Фирташа. Эта фирма уже 4 года ведет эксплуатацию около 120 скважин в рамках СД с государственной “Укргаздобычей”. Но в условиях нынешней фискальной нагрузки ее вполне может поглотить теперешний фаворит рынка – группа “Приват” Игоря Коломойского. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)