Судя по темпам потребления газа за декабрь и первую половину января, Украине понадобится в этом отопительном сезоне не менее 4,2 млрд. куб. м газа из России. По расчетам “Ъ”, для получения этого газа Киеву нужно заплатить еще около $900 млн., причем новая предоплата должна быть сделана в течение ближайших двух недель. Но найти эти деньги в текущем преддефолтном состоянии Украине будет крайне сложно.
За первые 14 дней января Украина, по данным “Укртрансгаза”, импортировала 1 млрд. куб. м газа, в том числе 572 млн. куб. м из России. За это же время из украинских подземных хранилищ (ПХГ) был поднят еще 1 млрд. куб. м. Собственная добыча на Украине, по усредненным данным четвертого квартала 2014 г., составляет около 1,68 млрд. куб. м в месяц. Экстраполируя эти данные, можно ожидать, что общее потребление в Украине в январе составит около 6,2 млрд. куб. м, а в феврале – 5,7 млрд. куб. м. Это оптимистичный прогноз: в предыдущие четыре года, кроме 2014 г., среднесуточное потребление в феврале было выше, чем в январе. То есть за два месяца Украине надо импортировать 2,4 млрд. куб. м газа из России и поднять 4,3 млрд. куб. м из ПХГ. Тогда к марту в ПХГ останется только 6 млрд. куб. м, из которых 5 млрд. куб. м – неподнимаемый буферный газ.
В аномально теплом марте 2014 г. потребление в Украине составило 4,8 млрд. куб. м, но среднее мартовское потребление за четыре года – 6,2 млрд. куб. м. Даже с учетом резкого снижения потребления из-за военных действий Киеву в этом марте едва ли потребуется меньше газа. Даже если Украина полностью опустошит ПХГ, ей понадобится в марте 1,2 млрд. куб. м газа из России.
Всего с учетом декабрьских поставок и максимального реверса из Словакии Украина должна закупить в отопительный сезон не менее 4,2 млрд. куб. м газа из России (без резерва на случай серьезных похолоданий). Эта цифра соотносится с согласованным Россией, Украиной и ЕС “зимним пакетом”, по которому Киев может купить 4 млрд. куб. м из РФ плюс при необходимости еще 1 млрд. куб. м.
“Ъ” рассчитал, сколько денег нужно Украине для закупки необходимого объема в России. По данным “Нафтогаза Украины” и украинской таможни, в прошлом декабре страна импортировала из РФ около 570 млн. куб. м. “Газпром” получил предоплату – $378 млн. за 1 млрд. куб. м, то есть на январь оставалось еще $162,5 млн. Но из-за падения цен на нефть цена газа для Украины в январе снизилась. В конце прошлого декабря “Нафтогаз” перечислил “Газпрому” еще $150 млн., по данным украинской компании, этот платеж вместе с остатком предоплаты за декабрь обеспечит ей получение объема газа, “близкого к 1 млрд. куб. м”. Таким образом, цена газа РФ для Украины в первом квартале составляет $320-330/тыс. куб. м. Это снижение сделало невыгодными реверсные поставки из Польши (прекращены с начала января). Дешевле газа “Газпрома” для Украины остается только газ норвежской Statoil, идущий по реверсу из Словакии.
Украине нужно еще около $900 млн., чтобы по минимуму обеспечить себя российским газом до конца отопительного периода. И если Киев продолжит выбирать газ текущими темпами, предоплату за новые объемы он должен будет внести уже в конце этой или начале следующей недели. Если же Украина будет выбирать меньше газа “Газпрома”, придется увеличить отбор из ПХГ, что приведет к их более быстрому истощению.
Ключевой вопрос, от ответа на который зависит в том числе бесперебойный транзит российского газа в Европу, заключается в том, сможет ли Украина найти эти $900 млн. Валютные резервы Нацбанка, которые являются единственным источником платежей за газ, находятся на минимальном уровне за 11 лет – $7,5 млрд., притом, что выплаты по внешнему долгу Украины в этом году должны составить $11 млрд. С конца ноября до середины декабря Киев экономил валюту, закупая минимум газа в РФ, но, если Украина вернется к этой тактике, ей не хватит газа, что грозит отключением потребителей и перебоями с транзитом. Еще более серьезные проблемы могут возникнуть, если страна объявит дефолт. По мнению аналитиков Moody’s, этот риск уже “чрезвычайно высок”, а если Россия воспользуется своим правом досрочно потребовать выплаты $3 млрд. по облигационному кредиту и тем самым даст основания для аналогичного шага другим кредиторам, “это, несомненно, спровоцирует дефолт”. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)