В ближайшее время Кабмин планирует выставить на торги все государственные угольные предприятия. Львиная доля планируемых к приватизации шахт неликвидны, поэтому процедура их продажи плавно перерастет в грустный процесс ликвидации.
О начале повальной приватизационной кампании в угольной отрасли стало известно от первого заместителя министра энергетики и угольной промышленности Юрия Зюкова. “Мы хотим подготовить к приватизации все шахты, которые находятся на подконтрольной Украине территории”, – сказал на днях чиновник. По его словам, в общей сложности речь идет о 36 предприятиях. Их предпродажная подготовка должна завершиться уже в ближайшие месяцы, поэтому можно говорить о том, что вскоре государство окончательно выйдет из этого бизнеса.
Эту новость вряд ли можно назвать неожиданной для рынка. В первую очередь, потому что с недавних пор угольная отрасль перестала играть роль стратегического звена в топливно-энергетической цепи. Так, если до военных событий на Донбассе от углекопов зависел целый пласт генерации – тепловые электростанции, которые производят около 40% электроэнергии в стране. То после оккупации основной части угольного бассейна на востоке страны (60 из 96 шахт), налаженная схема поставок угля на ТЭС была разрушена. Понятно, что от этого потребности тепловиков в черном золоте не стали меньше. Но факт остается фактом: энергорынок постепенно адаптировался к новым условиям, тем самым подтвердив на практике, что может обойтись и без донбасского энергоресурса.
Шахтерам пока что сложно привыкнуть к новым реалиям. Ярким подтверждением тому являются события текущей недели, когда около 300 горняков вышли на митинг под здание Кабмина с требованием “поддержать угольную промышленность и обеспечить ее работникам социальные гарантии”. В правительстве тут же пообещали рассмотреть требования рабочих на согласительной комиссии, которой Арсений Яценюк публично отвел 4 дня “на разработку приоритетного плана реформирования угольной отрасли”.
По мнению оптимистов, такая реакция премьер-министра говорит о том, что угольную отрасль еще рано записывать в аутсайдеры топливно-энергетического комплекса. Но для того чтобы опровергнуть этот миф, достаточно пары сухих цифр. Если в прежние годы на компенсацию разницы между ценой реализации угля и себестоимостью его добычи госшахтам ежегодно выделялось до 30 млрд. грн., то в госбюджете на 2015 г. – 0.
Эта разница в цифрах безапелляционно свидетельствует о том, что у государства нет планов оставаться в сфере угледобычи. А значит озвученные Юрием Зюковым приватизационные планы – это не очередной прожект правительства, а реальные намерения.
Драматичность ситуации в том, что как таковой приватизации не будет, поскольку подавляющее большинство из вышеупомянутых 36 госшахт нерентабельны и требуют многомиллионных вливаний. Ликвидными являются лишь единицы. По данным UAprom, среди них фигурируют “Южно-Донбасская №1”, “Южно-Донбасская №3”, “Новогродовская”, “Мельникова”, “Степная”, “Стаханова” и шахтоуправление “Южнодобасское №1”, который в ближайшей перспективе планируется объединить под крышей ГП “Государственная угольная компания”, а после акционирования – продать.
По сути, этот короткий список и можно считать приватизационным планом Фонда госимущества в угольной сфере. О планах в отношении остальных 29 угледобывающих госпредприятий власть особо не распространяется. Впрочем, их судьба, судя по всему, уже предрешена: на подготовку к ликвидации и ликвидацию шахт в госбюджете-2015 заложена рекордная сумма – 1,55 млрд. грн. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)