Крупные нефтяные компании ухудшили показатели добычи и замещения запасов в 2014 г., а существенное сокращение инвестиций из-за падения цен на нефть может помешать им переломить эту тенденцию пишет Reuters.
Royal Dutch Shell, Chevron, BP и ConocoPhillips опубликовали предварительные данные, показавшие, что в 2014 г. эти компании в совокупности возместили новыми запасами лишь две трети объема добычи углеводородов. Добыча этой четверки и лидера отрасли Exxon Mobil в прошлом году сократилась в среднем на 3,25%.
Хотя все эти компании предсказывают рост добычи и запасов в ближайшие годы, итоги 2014 г. отражают долгосрочную тенденцию: за последнее десятилетие западные нефтяные компании перестали увеличивать запасы, снизили добычу на 15%, а прибыль – почти на 20%, несмотря на повышение цен на нефть почти в два раза. Аналитики и руководители компаний объясняли эту тенденцию отчасти тем, что компании повышали расходы на новые месторождения и инфраструктуру, когда цены росли, и снижали их во времена падения цен в конце 1990-х годов и после финансового кризиса 2008 г.
Падение цен на 50% с июня прошлого года заставило компании вновь урезать капиталовложения вплоть до 2017 г. Инвесторы довольны, что компании стремятся сохранить дивиденды, но предупреждают, что снижение инвестиций может плохо отразиться на компаниях в будущем.
“Капиталовложения нельзя сокращать вечно. Эти сокращения чреваты проблемами в отрасли в будущем”, – сказал Уилл Райли, управляющий фондом Guinness Global Energy Fund, имеющим акции многих американских и европейских нефтяных компаний.
Благодаря стремительному росту добычи сланцевой нефти, в последние годы инвесторов и руководство компаний мало волновал темп восполнения запасов, но при низких ценах добыча сланцевой нефти становится все менее выгодной и традиционные запасы выходят на первый план.
BP и Chevron планируют в этом году снизить капиталовложения на 13%, а ConocoPhillips – на 33%. Shell и Exxon еще не опубликовали бюджеты на этот год, а, по мнению аналитиков Jefferies, Exxon в марте сообщит о 13%-м сокращении капиталовложений.
“В настоящее время мы должны предпочесть денежный поток росту”, – сказал генеральный директор OMV AG Герхард Ройсс, сообщив о 30%-ном снижении инвестиций в новые проекты.
Руководители компаний отмечают, что снижение добычи отражает их стремление сосредоточиться на улучшении финансовых показателей, а данные об уменьшении запасов могут оказаться неточными.
“Эти данные о замещении запасов (в 2014 г.) слегка расплывчаты. Я не очень беспокоюсь насчет спада в этом году”, – сказал глава ВР Боб Дадли.
Впрочем, руководители признают, что чрезмерное сокращение инвестиций может в дальнейшем отразиться на добыче и прибыли.
“Многие действия, предпринимаемые из чрезмерной осторожности, фактически означают потерянные возможности, которые уже не вернутся”, – сказал генеральный директор Shell Бен ван Берден на встрече с инвесторами, добавив, что Shell снизит инвестиции не так сильно, как конкуренты. Тем не менее, в ближайшие три года компания планирует отложить ряд проектов и приостановить инвестиции на сумму $15 млрд.
Еще одно последствие сокращения расходов – более быстрое истощение действующих месторождений. Естественное истощение месторождения составляет в среднем 15% в год, но компании сокращают его до 3-5% путем бурения дополнительных скважин, закачивания в них газа или иными дорогостоящими способами. “Это растущий риск для отрасли. Если вспомнить 2008-2009 гг., все компании отмечали более быстрые темпы истощения, ускорение темпов на 1-2%, а это очень существенно”, – сказал глава Chevron Джон Уотсон на встрече с инвесторами.
Основываясь на данных, накопленных с середины 1980-х годов, аналитики Bernstein подсчитали, что в течение двух лет после начала падения цен на нефть темп истощения месторождений ускоряется на три процентных пункта, что для отрасли в целом означает ежедневную недостачу нескольких сотен тыс. баррелей.
Некоторые инвесторы и аналитики говорят, что компании могут воспользоваться спадом цен для увеличения запасов и добычи в будущем. Этому могут способствовать снижение расценок на услуги подрядчиков или приобретение активов более сильными компаниями.
“Порой лучшие проекты осуществляются в нижней точке цикла”, – сказал аналитик Morgan Stanley в Лондоне Мартин Рэтс. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)