Правительство может угодить в неловкую ситуацию. Если прокуратура добьется реприватизации “Донбассэнерго”, то государство вернет собственность над электростанцией, расположенной на подконтрольной террористам территории.
Прокуратура добилась в суде пересмотра дела об отмене конкурса по приватизации “Донбассэнерго”. Это уже второй удар по компании, которую связывают с Александром Януковичем. Ранее НКРЭ оставила ее на голодном пайке, запретив “Энергорынку” оплачивать электроэнергию, выработанную на неподконтрольных Украине территориях.
3 февраля Высший административный суд Украины частично удовлетворил иск прокуратуры. Ведомство добивалось отмены нескольких документов Фонда государственного имущества, касавшихся приватизации энергокомпании. В том числе приказа, утвердившего итоги приватизационного конкурса. Победу в конкурсе праздновала компания “Энергоинвест Холдинг” Игоря Гуменюка и его донецких партнеров. За 60,77% акций энергокомпании в августе 2013 г. они заплатили 718,9 млн. грн. Депутат Сергей Лещенко утверждает, что реальный владелец “Донбассэнерго” – сын беглого Виктора Януковича, Александр. Пресс-служба “МАКО” в ответ на публикацию Лещенко сообщила, что Александр Янукович не причастен к управлению “Донбассэнерго”.
Суды изучают приватизацию “Донбассэнерго” уже давно. Сначала результаты конкурса, который прошел в августе 2013 г., оспаривали компания “ТехНова” Анатолия Шкрибляка и шахта “Ждановская” донецкого бизнесмена Александра Ротова – старого знакомого новых собственников “Донбассэнерго”. Уже в феврале 2014 г., когда противостояние на киевском майдане достигло апогея, к процессам подключилась Генеральная прокуратура Виктора Пшонки.
Эти иски были скорее дружественными по отношению к “Донбассэнерго”. Судебное утверждение спорных результатов приватизации – один из любимых инструментов донецких бизнесменов. В пользу такой версии косвенно говорит пассивность “ТехНовы” и “Ждановской”. Представители первой не дали суду никаких доказательств нарушения закона, второй – и вовсе игнорировали судебные заседания.
Более решительной поначалу казалась прокуратура, которую возглавил “свободовец” Олег Махницкий. Ее представители заявляли, что дополнительные требования к конкурсантам ограничили список потенциальных участников и нарушили их права.
Честность приватизации действительно вызывает сомнения. Цену сделки можно назвать более чем скромной, если посмотреть на финансовые результаты предприятия. По итогам 2013 г. “Донбассэнерго” нарастила выручку с 4,65 до 5,68 млрд. грн., EBITDA – с 252,1 до 879,5 млн. грн., чистую прибыль – с 31 до 531,5 млн. грн. Выручка за три квартала 2014 г. – 3,7 млрд. грн. Чистая прибыль – 724,9 млн. грн.
Выходит, что за год с момента покупки компания полностью окупила затраты инвестора.
Но Кабмин неожиданно попросил суд отклонить иск ведомства. Итог: Окружной админсуд Киева и Киевский апелляционный админсуд в мае и июле 2014 г. подтвердили законность конкурса.
3 февраля Высший админсуд частично удовлетворил кассацию заместителя Киевского прокурора. Приказы Фонда не отменены, но дело вновь отправилось на рассмотрение в первую инстанцию.
Сам по себе вердикт суда говорит мало о чем. Разбирательство может надолго застрять в лабиринтах украинской судебной системы. Другое дело, что вокруг энергокомпании в последнее время происходит много интересного.
2 февраля НКРЭ запретил “Энергорынку” перечислять деньги за электроэнергию, произведенную на территории, временно не подконтрольной украинской власти. Причем выписано это решение было таким образом, что под его действие попадают не только станции в зоне АТО, но и станции тех же юридических лиц, которые находятся на украинской территории. В результате отключенными от платежей, кроме “Донбасэнерго”, оказалось и “Востокэнерго” Рината Ахметова.
На прошлой неделе через суд энергокомпании приостановили действие ограничений, но перечисление денег тут же заблокировала Государственная служба финмониторинга. А 18 февраля премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина больше не будет платить за электроэнергию, которая поставляется на неконтролируемую территорию. “Я поручил остановить все финансовые перечисления в секторе энергетики до того момента, пока не выяснится, за что мы платим: за электроэнергию, которая поставляется террористам, или за электроэнергию, которая поставляется на территорию Украины украинским гражданам”, – сказал премьер.
Первый раз иск прокуратуры не прошел как раз из-за позиции Кабмина. Перемена в настроениях главы правительства намекает, что вторая попытка может стать более успешной. Восстановление справедливости – отличная мотивация. Проблема в том, что “Донбассэнерго” – “токсичная” компания. Одна из ее электростанций (Славянская) не работает из-за повреждений, другая (Старобешевская) находится на подконтрольной террористам территории.
Другое дело – “Западэнерго”, которой тоже грозит реприватизация. Компания “Бизнес-инвест”, дружественная группе “Приват” Игоря Коломойского, в январе попросила суд признать недействительной продажу “Западэнерго”. В ноябре 2011 г. 45% акций компании за 1,9 млрд. грн. купила ДТЭК Рината Ахметова.
За время правления Виктора Януковича вся генерация ушла в руки донецкого бизнеса. Потеряв власть, “донецкие” могут потерять и бизнес. (Hubs/Энергетика Украины и мира)