Многие члены ОПЕК говорят, что картель, возможно, все же соберется на экстренное заседания для обсуждения квот на добычу и цен, поскольку падение стоимости нефти ударило по экономике многих стран. Но перспективы такого собрания кажутся маловероятными.
Дизани Элисон-Мадуэке, министр нефти Нигерии, которая в настоящий момент является председателем ОПЕК, заявила, что “почти во всех странах ОПЕК, за исключением, возможно, арабского блока, дела идут плохо”.
Проблемы начались еще три месяца назад после последней встречи ОПЕК в ноябре, когда, из-за давления Саудовской Аравии, картель решил проигнорировать падение цен на нефть, а также призывы менее богатых членов группы, и сохранил квоты на добычу на уровне 30 млн. баррелей в сутки. Этот уровень не меняется уже в течение трех лет.
Судя по всему, подобная стратегия была разработана министром нефти Саудовской Аравии Аль аль-Наими, который решил отказаться от традиционного подхода ОПЕК, заключающегося в снижении добычи для сохранения высоких цен.
Вместо этого ОПЕК защищает долю рынка от других игроков, таких как США, использующих новые и дорогие технологии извлечения, такие как гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение. Еще в январе аль-Наими сказал, что его целью было снизить цены на нефть так сильно, чтобы “неэффективные” методы добычи перестали быть выгодными. Но использование такого подхода, который все же имеет некоторый успех, очень невыгодно для бюджетов многих членов ОПЕК.
Особо уязвимые страны – Венесуэла и Иран – до ноябрьской встречи давили на руководство ОПЕК с целью снизить квоты, и с тех пор представители этих стран публично агитировали за шаги, которые позволили бы укрепить цены на нефть.
Элисон-Мадуэке сказала, что если цена на нефть упадет ниже нынешних $60/баррель, то “весьма вероятно, у меня будет возможность созвать внеочередное заседание ОПЕК в течение ближайших шести недель или около того”.
По ее словам, эту возможность она обсуждала с другими членами группы. При этом министр нефти добавила, что надеется, хотя и не может быть уверена, что цена на нефть может стабилизироваться на текущих уровнях в $60.
Пойдет ли ОПЕК на снижение квот?
Тем не менее, встреча кажется маловероятным событием, поскольку для этого необходимо получить одобрение всех 12 стран-членов.
Судя по риторике и действиям, Саудовская Аравия наложит вето на такую идею, и в этом почти нет сомнений.
Даже если цена на нефть упадет до $20, ничего не изменится. Более того, Саудовскую Аравию поддержат другие страны Персидского залива, которые достаточно богаты, для того чтобы выдержать длительный период низких цен на нефть, даже если им придется корректировать свои бюджета.
Есть еще одна причина: Саудовская Аравия и, вероятно, все остальные члены ОПЕК понимают, что если квоты снизить и цены вырастут, то американские производители вновь запустят недавно закрытые установки, использование которых было невыгодно. В результате добыча сланцевой нефти вырастет, увеличатся глобальные поставки, а рынок вновь будет перенасыщен.
Наконец, есть вероятность того, что комментарии Элисон-Мадуэке об экстренном заседании были в основном обусловлены внутренней политикой в Нигерии. Более высокая цена на нефть могла бы поддержать крупнейшего производителя нефти в Африке, потому как 80% доходов правительства зависит от “черного золота”.
В то же время президентские выборы в Нигерии были перенесены с 14 февраля на 28 марта в целях предотвращения возможности терактов со стороны “Боко Харам”. Аналитики говорят, что все заявление министра нацелено исключительно на внутреннюю аудиторию, которую необходимо успокоить и подготовить к выборам.
А Reuters, со ссылкой на анонимного представителя ОПЕК, пишет, что никаких конкретных действий по созыву внеочередного заседания ОПЕК никто не предпринимает.
Перспективы ОПЕК
Для стран ОПЕК даже возвращения к $70/баррель недостаточно. Решение Саудовской Аравии по сохранению своего уровня добычи на уровне 9,7 млн. баррелей в год стоит королевству очень дорого, также как и другим добывающим странам.
Для Саудовской Аравии необходимы цены на уровне $93/баррель Brent для балансировки бюджета. При текущих ценах на нефть королевство потратит на поддержку своего бюджета порядка $50 млрд. в этом году.
У Саудовской Аравии денег хватит, однако все остальные страны ОПЕК, кроме также Кувейта, Катара и ОАЭ, не могут себе этого позволить, так как при таких низких ценах деньги у них закончатся уже в этом году.
ОПЕК уже 54 года, и, судя по происходящему, срок существования организации подходит к концу.
Такая ситуация не может долго сохраняться, так как организация, где члены сильно отличаются по своим правам, не может существовать долго. При этом Саудовская Аравия, являясь фактическим, но не юридическим лидером, определяет дальнейшие действия картеля и преследует свои цели, в том числе геополитические.
Любопытно, что представители Саудовской Аравии уже говорят о том, что не могут доверять другим членам ОПЕК.
“Откровенно говоря, утвердить и принять сокращение квот на добычу не только всеми странами-членами ОПЕК, а всеми остальными, включая Россию и Иран, практически невозможно. Соглашение, по которому все сократят добычу, невозможно. Мы не можем доверять всем странам ОПЕК. И не можем доверять странам, не входящим в ОПЕК”, – заявил принц аль-Валид ибн Талал.
Даже тот скромный уровень сотрудничества между странами ОПЕК, который был характерен для организации до недавнего времени, был разрушен из-за действий Саудовской Аравии.
Дальнейшее разрушение ОПЕК – достаточно простой процесс, и тенденции, которые мы наблюдаем сейчас, характерны для него.
3 этапа разрушения ОПЕК
Этап 1: увеличить добычу сырой нефти. Этап 2: низкие цены на нефть. Этап 3: правительства будут стараться сделать все возможное, чтобы сохранить контроль над обществом. Этап 3а: рост доллара США.
И это не экономический вопрос, а вопрос политической необходимости. Вряд ли этот процесс полностью обратим. (Вести-Экономика/Энергетика Украины и мира)