В начале марта Министерство энергетики и угольной промышленности обнародовало проект порядка получения лицензий на экспорт антрацита. Сделано это было, как сообщают в ведомстве Владимира Демчишина, во исполнение постановления Кабмина №1 “Об утверждении перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, на 2015 г.” от 14 января этого года, которым наиболее дефицитный вид энергетического угля был внесен в “лицензионный” список. Порядок, разработанный подчиненными Демчишина, касается экспортеров всех форм собственности. “Утверждение порядка выдачи лицензии на экспорт антрацита позволит определить перечень документов и упростить процедуру согласования или отказ в согласовании на получение указанной лицензии”, – сообщили в Минэнергоугля. Впрочем, изучение подготовленного чиновниками документа позволяет сделать вывод, что наиболее вероятным будет именно второй вариант.
Идея ввести лицензирование экспорта антрацита пришла в голову кураторам угольной отрасли после захвата территорий Донбасса, где традиционно добывалось больше половины угля в Украине. В стране сложилась парадоксальная ситуация. Из-за прекращения его поставок на подконтрольную украинским властям территорию возник острый дефицит энергетического угля, восполнить который чиновники пытались поставками из-за рубежа. Тем временем экспорт антрацита, на котором работает половина ТЭС Украины, не прекращался. Так, если в первом полугодии 2014 г. его поставки на внешние рынки составили 3,28 млн. т на $248 млн., то во втором полугодии – около 1 млн. т на $67 млн. При этом почти половина экспорта за прошлый год пришлась на страны ЕС (Болгарию, Испанию, Польшу и др.), а более 10% общего объема и вовсе ушло в Россию, признанную Украиной страной-агрессором.
В Кабмине не скрывали желания ограничить вывоз антрацита, однако административные барьеры вступали в противоречие с правилами ВТО. Поэтому, по данным “ДС”, было решено использовать проверенный метод лицензирования экспорта, которое формально вывоз товара не запрещает. Чтобы понять, как это работает, достаточно изучить требования, прописанные в проекте приказа Минэнергоугля. По ним претендент на получение лицензии должен предоставить чиновникам несметное количество бумаг: сертификаты происхождения угля и свидетельства о регистрации (в том числе угледобытчика) на подконтрольной украинским властям территории, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, оригиналы контракта на поставку антрацита с указанием контрагентов, объемов поставок, показателей качества и расчета цен, а также “другие документы, подача которых предусмотрена законодательством Украины”. При этом министерство оставляет за собой право запросить дополнительные “подтверждения, обоснования, разъяснения и тому подобное”, после чего может отказать в выдаче лицензии практически на любом основании.
Теоретически это открывает широкие возможности для коррупционных схем – пользуясь обтекаемыми формулировками, чиновники вполне могут месяцами затягивать выдачу лицензий несговорчивым компаниям и оперативно давать зеленый свет тем, кто заготовит для Минэнергоугля чемодан аргументов. Впрочем, в нынешней ситуации чиновники вряд ли рискнут так подставляться и, скорее всего, будут срезать всех претендентов. Больше других от этого может пострадать Ринат Ахметов, группа “ДТЭК” которого в последние годы была ключевым поставщиком энергетического угля на внешние рынки из Украины. Правда, в ДТЭК утверждают, что они сами вынужденно приостановили экспорт антрацита, поскольку его не хватает для удовлетворения потребностей генераций, входящих в группу. Но при этом вывоз угля за пределы страны компания не прекратила, переформатировав его в пользу угля газовой группы, добываемого на “Павлоградугле”. Впрочем, возможности для возобновления поставок антрацита за рубеж сохраняются, и минимизировать их должен как раз запускаемый властями механизм лицензирования. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)