Из-за резкой девальвации гривны и роста акциза в Украине значительно выросли объемы поддельного бензина и дизтоплива, пишет газета “Сегодня”. Об этом говорят эксперты рынка, подчеркивая, что 80% топлива – импорт и платить за него надо в валюте.
В первую очередь страдают от этого автовладельцы, потому что бодяга кажется дешевой только на первый взгляд, но ее расход намного выше, чем заводского бензина, да и часто потом приходится серьезно тратиться на ремонт двигателя. Как рассказал менеджер по приемке автомобилей СТО известного немецкого брэнда Максим Початун, за последние 3-4 месяца количество машин с проблемами топливной системы увеличилось примерно на 60%.
По словам экспертов, объем фальсификата за год вырос в два раза. “После повышения с января 2015 г. акциза налоги (акциз и НДС) достигли 40% в цене на бензин, в дизтопливе – 30%, это 7-10 грн./литр. Производить фальсификат стало намного выгоднее, чем раньше, когда налоги были 22-33%, ведь очевидно, что бодяжники ничего государству не платят, – сказал директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – В 2014 г. из-за роста цен на топливо доля фальсификата росла лавинообразно и составила до 20% рынка, или 670 тыс. т в год (в 2013 г. было около 10%). Итоги за первый квартал будут позже, но уже сейчас понятно, что ситуация не улучшилась. По нашим подсчетам, за 2014 г. бюджет потерял 5 млрд. грн., в 2015 г. может быть недобор до 10 млрд. грн.”.
По словам замдиректора НТЦ “Психея” Геннадия Рябцева, чаще всего в низкооктановый бензин или газоконденсат добавляют этанол, метилтретбутиловый эфир (яд), отходы коксохимического производства.
“Даже поверхностный анализ показывает, что бодяжат, – говорит Г. Рябцев. – Например, одна из брэндовых сетей АЗС официально купила в 2014 г. 200 тыс. т бензина, а продала… 320 тыс. т. Откуда излишки? При этом три их нефтебазы на Киевщине и Виннитчине приобрели 20 тыс. т газолина, 10 тыс. т газового конденсата, 30 тыс. т октаноповышающих присадок. Все это смешивается и продается на заправки. Но такое топливо вредит двигателю. Качественный бензин производится только на НПЗ”.
Эксперты говорят, что на некачественный бензин вероятнее всего попасть, заливаясь на небольших несетевых заправках, где цена топлива меньше на пару гривен. (МинПром/Энергетика Украины и мира)