Правительство Узбекистана уделяет особое внимание вопросам низкоуглеродного развития секторов национальной экономики – как основного фактора дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики за счет уменьшения ее энергоемкости и сокращения себестоимости производимой продукции.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности позволяют сэкономить значительный объем первичных источников энергии, в первую очередь, природного газа. Инвестиции в энергоэффективность и возобновляемую энергетику актуальны как с экономической точки зрения – снижение затрат на энергию, так и с экологической – сокращение объемов выбросов парниковых газов.
Узбекистан располагает значительным потенциалом повышения энергоэффективности в секторе электроэнергетики, в коммунальном хозяйстве, а также в секторе зданий. Внедрение вопросов энергосбережения в масштабные национальные программы по энергетике и коммунальному хозяйству, строительству и реконструкции зданий, а также строительству новых промышленных предприятий и комплексов имеет положительный экономический, социальный и экологический эффект.
По различным экспертным оценкам, энергосбережение – как способ обеспечения возрастающего спроса на энергию и энергоресурсы – в 2-5 раз выгоднее, чем строительство новых генерирующих мощностей, вырабатывающих электрическую и тепловую энергию.
По данным Министерства экономики, общий потенциал энергосбережения Узбекистана оценивается в 23 млн. т. н. э./год. В результате его реализации можно сократить 40 млн. т выбросов парникового газа. По оценкам национальных экспертов, за счет внедрения комплексных мер по энергоэффективности в наиболее энергоемких секторах экономики можно сэкономить от 30% до 40% первичных энергоресурсов или расчетно 16-21 млрд. куб. метров природного газа.
К настоящему времени в рамках совместной работы Программы развития ООН в Узбекистане и Министерства экономики подготовлен проект Стратегии низко-углеродного развития по 3-м наиболее энергоёмким секторам национальной экономики (более 85% выбросов) и соответствующая Дорожная карта с программой мер и целевыми индикаторами на период до 2030 г. и 2050 г.
Только в рамках реализуемых в стране в настоящее время мер по повышению энергоэффективности в традиционном секторе электроэнергетики, таких как повышение эффективности выработки электроэнергии на тепловых станциях (ТЭС/ТЭЦ), снижение потерь в электросетях и других мер, можно достичь экономии энергоресурсов 6,85 млн. т. н. э к 2030 г. и 27,3 млн. т. н. э к 2050 г.
Расчеты показывают, что доведение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны до 19-23% позволит получить экономию ТЭР расчетно 3,28 млн. т. н. э. к 2030 и 5,88 млн. т. н. э. к 2050 г.
В частности, опыт эксплуатации экспериментальных объектов с системами солнечного горячего водоснабжения в республике показывает, что около 60-70% потребности жилых зданий и коммунально-бытовых объектов на горячее водоснабжение в теплый период года (апрель – октябрь) может быть удовлетворено за счет использования солнечной энергии.
Строительство солнечных электростанций, комбинированных с традиционными источниками производства электроэнергии, позволит по самым скромным расчетам уже на первом этапе (до 2030 года) экономить до 1,5 млрд. куб. м. природного газа в год и дополнительно вырабатывать только за счет солнечной энергии не менее 5 млрд. кВт.ч/год электроэнергии.
Высокая институциональная подготовленность Узбекистана, как динамично развивающейся страны, активно воплощающей на практике глобальные тенденции и идеи по борьбе с изменением климата, позволила в короткие сроки создать и реализовать в стране имеющийся потенциал проектов Механизма чистого развития (МЧР). Менее чем за 7 летний период (начиная с 2007 г.) удалось не только сформировать национальный портфель из десятков МЧР-проектов, но и ввести в обращение более 14,4 млн. т сертифицированных сокращений выбросов (ССВ).
Узбекистан продолжает оставаться лидером среди стран СНГ и Восточной Европы как по количеству зарегистрированных в РКИК ООН проектов МЧР, так и по объемам планируемых сокращений выбросов. Прямые иностранные инвестиции в проектах МЧР превысили $24 млн., а дополнительный эффект от реализации проектов МЧР в нефтегазовой сфере составил экономию природного газа в объеме свыше 700 млн. куб. м за 5-ти летний период. (UzReport.uz/Энергетика Украины и мира)