На днях правительство объявило о готовности передать фаворита отечественного энергорынка – ГП “Энергоатом” – в управление международного консорциума. Этот шаг может стать стартовой площадкой для начала ренессанса в украинском атомпроме. Но последние события в этом секторе говорят о том, что планируемый эксперимент увязнет в инспирированном бюрократическом болоте.
Ньюзмейкером планируемой революции в атомной сфере выступил глава Министерства энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. “Энергоатом” требует частных инвестиций. Какую-то долю, пожалуй, можно и продавать, чтобы появился новый, более эффективный собственник, который будет помогать управлять этим активом. В среднесрочной перспективе возможно создание международного консорциума по управлению “Энергоатомом”, – заявил министр.
С его слов, речь идет о партнерстве с европейскими и/или американскими инвесторами. Таким образом, чиновник не двузначно подтвердил взятый в прошлом году курс Украины на сворачивание атомного сотрудничества с Россией. С этой задачей Киев справляется действительно успешно. К примеру, сейчас на грани банкротства находится ЧАО “Завод по производству ядерного топлива”. В рамках этого совместного предприятия украинские и российские атомщики раньше собирались совместно строить в поселке Смолино (Кировоградская обл.) мощности по изготовлению тепловыделяющих сборок. Но благодаря тому, что ни одна из сторон не финансирует этот проект, вскоре СП может быть вычеркнуто из списка украинских предприятий.
Казалось бы, такое развитие событий только упрощает Украине поиск нового атомного партнера. В пользу этого говорит и тот факт, что россияне добровольно уходят с украинского рынка. Яркий пример – июньское решение российского генподрядчика по строительству АЭС за рубежом – ЗАО “Атомстройэкспорт” закрыть свое представительство в нашей стране. Фактически это означает, что в Москве смирились с планами Украины достраивать энергоблоки №3 и №4 Хмельницкой АЭС без их участия.
Таким образом, ситуация выглядит так будто перед Киевом стоят задачи исключительно технического плана. Ну, к примеру, перед созданием вышеупомянутого консорциума, “Энергоатому” предстоит пройти путь корпоратизации (акционирования). Как сообщил UAprom президент этого госпредприятия Юрий Недашковский, при удачном стечении обстоятельств, эта работа может быть завершена уже в следующем году. Соответственно, создание атомного консорциума можно ожидать не раньше 2017 г.
Эти пару лет ожидания – пустяк. Ведь по их прошествии в украинской ядерной отрасли может начаться небывалый этап развития. Поводом для такого прогноза является тот факт, что акционирование “Энергоатома” предоставляет возможность привлечения им напрямую частных иностранных инвестиций, а это неплохой задел для реализации упомянутых проектов по строительства завода ядерного топлива и достройке хмельницких энергоблоков.
Но в действительности ситуация отнюдь не такая радужная. В первую очередь, потому что в последние несколько лет в отечественном атомпроме не было проведено ни одной полноценной реформы. Более того, ответственная власть не сподобилась даже на то, чтобы создать почву для планируемых преобразований. Элементарный пример: правительство до сих пор не денонсировало ни двустороннее межправительственное соглашение с РФ о достройке вышеупомянутых энергоблоков Хмельницкой станции, ни договор о партнерском строительстве завода по производству ядерного топлива.
Эту пассивность можно было бы списать на пресловутую чиновничью халатность. Но на этот счет есть более реалистичная версия: апатия украинских тетрархов вполне может быть простимулирована извне. К примеру, той же Россией. Ее выгоды от блокирования развития украинского атомпрома можно даже пощупать: чем дольше наша ядерная отрасль будет регрессировать, тем дольше мы будем закупать российское ядерное топливо. А это – под $600 млн. в год, приятным бонусом к которым прилагается энергетическая зависимость Киева от Москвы. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)