Премьер-министр Арсений Яценюк предложил создать единую государственную нефтяную компанию на базе “Укрнафты”, “Укртранснафты” и “Укртатнафты”. Яценюк уже предлагал нечто подобное девять лет назад, когда был министром экономики. По мнению экспертов, инициатива премьера не имеет смысла, поскольку вряд ли объединение компаний даст толчок развитию отрасли.
Вместе с тем, новая нефтекомпания может стать монополистом на рынке, что укрепит позиции группы “Приват”, доминирующей на рынке готовых нефтепродуктов.
Премьер-министр Арсений Яценюк предложил начать работу по объединению всех государственных активов в нефтяной сфере и созданию единой вертикально интегрированной нефтяной компании Украины. С таким предложением премьер выступил на заседании коллегии Министерства энергетики и угольной промышленности. Новая компания, убежден Яценюк, может быть создана на базе “Укрнафты”, “Укртранснафты” и “Укртатнафты”. “Давайте возвращаться к идее создания объединенной нефтяной компании Украины. У нас с вами в руках невероятный актив на десятки миллиардов долларов: “Укртранснафта” – государственная; “Укрнафта” – на 51% государственная, 49% принадлежит частным акционерам; “Укртатнафта” – на 43% государственная и 57% принадлежит частным акционерам”, – сказал глава правительства.
При этом Арсений Яценюк, чтобы не затягивать время, поручил руководству Минэнергоугля и НАК “Нафтогаз Украины” обсудить вопрос создания единой нефтяной компании с частными акционерами “Укрнафты”, “Укртранснафты” и “Укртатнафты” и начать поиск менеджмента: “Для этого надо пригласить профессиональных людей из-за границы, которые знают, как это работает, потому что нам нужно думать уже о следующих шагах – о капитализации компании, об инвестициях в нее, о соответствующем менеджменте. И это будет еще одной реальной реформой”.
Заявление о необходимости создать единую нефтяную компанию Яценюк делает уже во второй раз. Впервые он выступил с такой идеей еще девять лет назад, будучи министром экономики. “Мы не хотели бы идти старым путем создания вертикально интегрированной системы, но думаем, что в кратчайшие сроки нужно создать единую государственную компанию и передать ей все пакеты по управлению нефтегазовой отраслью”, – заявил он в августе 2006 г.
Тогда Яценюк предлагал вывести нефтяное направление из сферы деятельности НАК “Нафтогаз Украины”, оставив в ведении компании лишь газовые вопросы. В итоге доля нового нефтетрейдера составила бы порядка 18% рынка нефтепродуктов. На сегодняшний день создание такой объединенной нефтяной компании неактуально, считает директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко, поскольку нефтяное направление и так контролируется государством через НАК “Нафтогаз Украины”. “Сегодня активы этих компаний фактически уже объединены и полностью или частично находятся в управлении НАК “Нафтогаз Украины”. Не думаю, что если вывести их из “Нафтогаза”, а потом объединить в единую компанию, это что-то даст”, – отметил Омельченко. Он считает, что более актуальным вопросам сегодня является реформирование компании “Нафтогаз Украины” и газового сектора в соответствии с принятым законом о рынке природного газа.
Президент центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар полагает, что идея Яценюка может привести к монополизации рынка нефтепродуктов одной олигархической группой. “Если все объединить, то получится монопольная структура, которая будет контролировать весь нефтяной сектор. Это, по сути, будет чистая схема установления монополии, причем под имеющуюся олигархическую группу, которая в этом сегменте доминирует. Ведь на рынке готовых нефтепродуктов доминирует позиция группы “Приват” Игоря Коломойского”, – заявил Гончар. Конечно, для “Привата”, с точки зрения корпоративного бизнеса такое объединение нефтяных активов будет очень интересно, однако с точки зрения создания конкурентного рынка это – неподходящий вариант, убежден Гончар. “Я не думаю, что эта идея принесет выгоду государству”, – подчеркнул он.
По мнению Гончара, не исключено, что Арсений Яценюк решил объединить компании по чьему-то совету или рекомендации, чтобы исправить ситуацию в отрасли. “Возможно, кто-то сказал ему, мол, что такое сейчас “Укрнафта”, с добычей всего около 2 млн. т нефти, что такое “Укртанснафта”, которая в год обеспечивает транспортировку порядка 17 млн. т нефти, когда в начале 2000-х транспортировалось порядка 60 млн. т, что такое “Укртатнафта”, перерабатывающая несколько миллионов тонн нефти по сравнению с паспортными мощностями порядка 16 млн. т. По сути, осталась мелочевка. Что делать? Давайте вот объединим активы и таким образом как-то выстоим”, – отметил Гончар.
При этом эксперт считает, что аргументов в пользу того, что такой вариант приведет к какому-либо ощутимому эффекту, нет. А вот опасность создания монополии – достаточно велика. “Благими намерениями и заботой о государстве может быть вымощена дорога для олигархической группы. Причем если сейчас это может делаться под одного олигарха, то в будущем результатом сможет воспользоваться кто-нибудь другой. Если, к примеру, предположить, что на определенном этапе позиции Коломойского будут потеснены, то, как говорится, свято место пусто не бывает”, – отметил Гончар. (Апостроф/Энергетика Украины и мира)