Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: бонусы от снятия эмбарго на торговлю иранскими энергоносителями Киев ощутит одним из первых

Отмена санкций против Ирана позволит начать поставки газа в соседнюю Турцию. Но перекупать дешевое топливо у турецких компаний украинские импортеры не готовы.

Бонусы от снятия эмбарго на торговлю иранскими энергоносителями Киев ощутит одним из первых. Это уже второй по счету инструмент снижения зависимости от “Газпрома”, предоставленный Украине Вашингтоном и Брюсселем. Первым стали реверсные поставки газа в Украину из ЕС, которые позволили сократить долю прямых закупок голубого топлива у РФ в общем украинском потреблении с 60% в 2010 г. до 15% в 2015 г.

Российские масс-медиа основное внимание уделяют нефтяному аспекту проблемы. Возвращение корпораций Ирана на мировые нефтяные рынки действительно может стать ударом для Москвы и, по самым скромным прогнозам, сыграть на понижение нынешних средних мировых цен нефти сорта Brent с $57-60 до $47-50/баррель. Но режим Путина вполне может себе позволить на протяжении многих лет компенсировать растущие убытки российских нефтяных компаний за счет бюджета и внебюджетных финансовых резервов. Кроме того, Кремль может затеять с Западом игру во “временное потепление” и привлечь дополнительные инвестиции в российскую нефтедобычу, предотвратив таким образом рост убытков. Источниками подобных вливаний могут стать компании КНР или та же корпорация Shell. Последняя в начале лета уже сыграла на факторе ожидания отмены санкций против Ирана. Этот европейский нефтяной гигант проигнорировал международные санкции против РФ и заключил несколько достаточно крупных новых контрактов с “Роснефтью” и “Газпромом”. Поэтому, если рассматривать отмену иранских санкций только через призму падения нефтяных цен, россияне вполне могут отыскать варианты выхода из сложной ситуации. А вот внешнеторговая газовая политика РФ в такой ситуации действительно может оказаться на грани краха.

До последнего момента Москва настойчиво пыталась осложнить выход иранских газовых ресурсов в Европу, разыграв карту газопроводов “Турецкий поток” и “Северный поток-2”. Эти трубопроводы должны были наладить поставки газа европейским потребителям, опустошив украинский транзитный маршрут. Но эти планы не увенчались успехом. После отмены санкций против Ирана оба дорогостоящих проекта становятся ненужными хотя бы потому, что иранский газ для ЕС всегда будет дешевле российского. Причина банальна – его источники географически ближе к Европе и имеют более стабильную логистику доставки, чем российский экспорт. Последний до недавних пор строился на диктате транзитной тарифной политики Украине и Беларуси. За счет уступчивости соседей российские экспортеры голубого топлива могли свободно играть с ценами. Но такая политика оказалась ненадежной – соседи вышли из-под контроля. В то же время у иранских экспортеров газа, которые давно нашли общий язык с транзитной Турцией и взялись помогать транзитному Ираку, перспективы роста выглядят намного лучше.

Согласно прогнозам на рынок ЕС дополнительные энергоресурсы выйдут не ранее 2016 г. По мнению международного рейтингового агентства Fitch, чтобы вернуться на объемы, которые были до санкций, Тегерану потребуется несколько лет. Пока же их отмена приведет к заключению новых контрактов на поставку природного газа из Ирана в соседнюю Турцию. Перекупать дешевое топливо у компаний этой страны украинские импортеры газа не готовы. Хотя о вероятной отмене санкций против Тегерана во всем мире говорили не один год, отечественные частные трейдеры и госкомпании так и не обратили внимания на турецкий рынок. В итоге, к примеру, в бедной на энергоресурсы Беларуси работают намного больше филиалов и дочерних предприятий украинских нефтегазовых компаний, чем в более перспективной Турции.

Стремление украинских политиков использовать окно новых возможностей, открывшееся после отмены санкций против Ирана, отягощено и политическими проблемами. Главная из них – невозможность полноценной реформы газового сектора экономики и привлечения крупных мировых нефтегазовых корпораций в условиях внешней военной агрессии. Без этих реформ ни украинские госкомпании, ни частные трейдеры не решатся выходить на новые внешние рынки и начинать подготовку контрактов на импорт газа с южного направления. Они будут ждать определенности внутри страны и прежде всего решений относительно концессии или аренды украинской ГТС. Но в целом начавшиеся после отмены санкций против Ирана изменения газового рынка Европы делают этот вектор украинской политики бесповоротным. Вопрос только в том, на какие внутриполитические и структурные издержки готова будет пойти власть, чтобы максимально использовать новый иранский газовый фактор. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version