Компания «Газпром», которая на первом экспортном аукционе продала в Европу 1,23 млрд. куб. м газа по чуть более высокой цене, чем по долгосрочным контрактам, в следующем отопительном сезоне 2016-2017 гг. может продать через аукционы уже до 10% объемов своего экспорта газа.
Речь может идти о планах продать 12 млрд. куб. м, или около 2,5% от объема стагнирующего газового рынка ЕС. Однако, если компания также выставит на этот объем цену чуть выше, чем по контрактам, тогда партнеры «Газпрома» – крупные европейские газовые компании – не смогут выполнить своих контрактных обязательств по take-or-pay. Они также могут потерять свою долю на рынке, если конечные потребители на аукционах смогут работать с российской монополией напрямую.
При этом эксперты не исключают, что в перспективе аукционы могут стать для компании репетицией перехода на спотовое ценообразование.
Выручка «Газпрома» после первого аукциона составила 250 млн. евро. Таким образом, средняя цена составила 203,2 евро за 1 тыс. куб. м. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)