На днях государство приватизирует первую крупную энергокомпанию в этом году – “Черкассыоблэнерго”. Будущий покупатель этого гиганта уже известен, что наводит тень на весь процесс грядущей большой приватизации в ТЭК.
Последние месяцы украинские энергетики живут в режиме стресс-тестов. С начала года их готовили к бурной приватизации, а уже в августе Кабмин передумал, решив перенести торги “до пересмотра всех стартовых цен”. Таким образом, корпоративная ярмарка была перенесена на послевыборный период, но на днях концепция опять поменялась: 9 сентября Фонд госимущества публично сообщил о намерении продать с молотка 99,66% акций ЧАО “Украинская энергосберегающая сервисная компания” (УкрЭСКО).
Эта столичная компания занимается внедрением небольших энергосберегающих проектов “под ключ”, но это ничуть не отдаляет ее от крупнейших игроков энергорынка. Дело в том, что “УкрЭСКО” является собственником 25% акций одного из ключевых дистрибуторов в стране – “Черкассыоблэнерго”. Это означает, что, продавая эту киевскую структуру, государство автоматически реализует и четверть черкасского “обла”.
Кому-то это дает право назвать процесс скрытой приватизацией. Но даже если держать эти громкие фразы при себе, ситуация не станет от этого лучше. Дело в том, победителя конкурса ФГИ можно прогнозировать с безошибочной точностью уже сейчас – это Константин Григоришин. Для такого утверждения есть целый набор причин.
Главная среди них в том, что структурам этого российского бизнесмена принадлежит порядка 0,2% акций “УкрЭСКО”. В контексте устава ЧАО, предусматривающего преимущественное право его учредителей на приобретение акций, это означает, что именно Григоришин выкупит 99,66% киевского предприятия.
Таким образом, основатель группы “Энергетический стандарт” автоматически станет бенефициаром 25% “Черкассыоблэнерго”, что вкупе с имеющимся у него 26%-ным пакетом позволит консолидировать 51% уставного фонда энергокомпании. По правилам отечественного законодательства, этого пакета достаточно для самостоятельного инициирования и проведения собрания акционеров.
Но торопиться с проведением сборов Константину Григоришину ни к чему. Ну, хотя бы потому, что с апреля руководителем “Черкассыоблэнерго” является Светлана Кузьминская, которую благодаря опыту работы в “Луганском энергетическом объединении” Григоришина можно смело назвать менеджером “Энергетического стандарта”.
К тому времени, когда российский бизнесмен завершит процесс формирования контрольного пакета акций черкасского дистрибутора, государство вполне может завершить упомянутую переоценку стартовых пакетов приватизируемой энергетики. В локальном масштабе это означает, что оставшиеся у ФГИ 46% акций “Черкассыоблэнерго” также будут выкуплены “Энергетическим стандартом”. Но в фокусе всей отрасли картинка может быть на много интереснее. “Черкасский прецедент” может стать лекалом, по которому будут писаться сценарии остальных ключевых приватизационных конкурсов в ТЭК.
В таком случае перед Григоришиным открываются фантастические перспективы. Ведь постановлением Кабмина №271 от 12 мая 2015 г. предусмотрена продажа всех государственных энергетических фаворитов Украины. Среди них и 78,29% акций энергогенерирующей ПАО “Центрэнерго”, и дистрибуторы “Тернопольоблэнерго” (51%), “Запорожьеоблэнерго” (60,25%), “Харьковоблэнерго” (65%), “Хмельницкоблэнерго” (70%), “Николаевоблэнерго” (70%). Часть из них Константин Иванович может купить для расширения собственных предпринимательских горизонтов.
При этом в некоторых конкурсах ФГИ структуры “Энергетического стандарта” могут участвовать в интересах третьего лица. Например, предлагаемые к продаже 25% акций производителей энергии “Донбассэнерго”, “Днепрэнерго” и “Западэнерго” могут быть выкуплены Григоришиным для их мажоритария “ДТЭК” Рината Ахметова, с которым они в свое время всерьез рассматривали вопрос объединения своих энергетических активов. Правда, у реализации такого сценария есть один побочный эффект: чем выше будет приватизационная активность Константина Григоришина, тем ниже рейтинг его ключевого покровителя – президента Петра Порошенко. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)