Forbes уже писал о повышенном внимании Кабмина и Антимонопольного комитета к топливному рынку. При этом в данной сфере имеются сегменты, не столь избалованные участием первых лиц государства, как, впрочем, и фискальных органов. А сфокусироваться есть на чем.
Одним из заметных явлений в украинской столице на протяжении последних двух лет стало повсеместное появление малоэстетичных белых бочек – автогазозаправочных станций (АГЗС). Они везде – в промзонах, на перекрестках, автостоянках. Многим интересно будет узнать, что все эти топливные МАФы являются нелегальными. Это значит, что землю под эти объекты город им не выдавал, у них нет договоров с электросетями, разрешений на торговлю и т. д.
Но самое интересное – на многих “подзаборных” заправках, как их часто называют в народе, нет кассовых аппаратов, а уплаченные потребителем деньги направляются прямиком в карман или специальную сумку, закрепленную на поясе заправщика. Чеков такие заправки не бьют. Но есть и те, кто фискальный документ выдает. Только почему-то этого товарооборота потом не видно в государственной статистике. Иными словами, это муляж, а не чек.
Кто-то скажет: “Много заправок – это удобно, да и цены на таких станциях ниже”. Все так, если не учитывать, что сжиженный углеводородный газ – это горючее, притом весьма коварное. Будучи тяжелее воздуха, при утечках сжиженный газ имеет свойство накапливаться в углублениях и ждать своего часа. Точнее – искры. Небезопасный это товар, если кратко. Однако если с огнетушителями у “подзаборников” дела обстоят так-сяк, то каких-либо более серьезных противопожарных средств вы там не найдете.
Как же могла появиться такая сеть, насчитывающая более 200 объектов? Притом не где-то в Закарпатье, где ходят с гранатометами, а в столице? Ответ простой: коррупция. На низовом уровне нелегальные АГЗС “решают вопрос” с милицией и Госгорпромнадзором, тем самым гася основные очаги возможных неприятностей. По словам участников рынка, подобный разовый “абонемент” обходится до $15000.
Разумеется, если даже начинают “давить сверху”, внизу идет саботаж со стороны “принявших” дар. Благодатную почву для этого создает печально известный опыт наложения моратория на проверки бизнеса, впервые внедренного прошлым летом. На законных основания МЧС, Госгорпромнадзор, СЭС и прочие поднимают руки вверх, мол, главный приказал не трогать бизнес. Единственное, против чего не могут устоять нелегалы – народный гнев. Летом на проспекте Григоренко в Киеве местные жители не дали развернуться девятой АГЗС, а вместе с ней – и десятой, под которую неподалеку тоже разровняли площадку. Но после описанных событий, видимо, решили не рисковать.
Допустим, действует мораторий. Но ведь он не распространятся на налоговые проверки. А между тем ГФС могла бы запросто закрыть абсолютное большинство нелегальных газозаправочных станций как минимум на основании работы без кассового аппарата или фиктивного их использования. И вопрос не просто в борьбе с нелегалами, здесь речь о миллионах бюджетных средств.
Если исходить из того, что в среднем одна нелегальная киевская АГЗС в день продает 2000 л газа, и цены у этой категории торговцев 7,26 грн./л, то только потери от неуплаты 5%-ного налога с розничного оборота подакцизных товаров составляют более 50 млн. грн. в месяц. Характерная деталь: этот налог был введен в начале 2015 г. и предназначается для местных бюджетов в рамках популярной нынче децентрализации. Больше всего удивляет то, что такие огромные средства текут мимо бюджета на виду у всей верхушки ГФС. По словам самих нелегальных заправщиков, налоговики им не доставляют никакого дискомфорта. В основном досаждают милиция и надзорные органы, которые “не корысти ради” пощипывают нелегалов. Это и есть их главный “налог”.
Работа ГФС в столице и столичной области давно вызывает вопросы у операторов топливного рынка. Уже давно есть все документальные подтверждения того, что Киевский регион является национальным центром производства и реализации контрафактных нефтепродуктов, пробивающих в местных и центральном бюджете страны огромные дыры.
При цене бензина 20 грн./л налоги (акциз и НДС) составляют до 9 грн./л. По данным “Укрзализныци”, конечная точка путешествия более половины сырья и компонентов для кустарного производства топлив, перевозимых по стране, в конечном итоге находят пристанище на ж/д станциях Киевской области. До недавнего времени эти станции совпадали с адресами нефтебаз сети БРСМ в Переяслав-Хмельницком и Василькове. А с недавнего времени лидерство в этом непростом, но доходном ремесле заняла некая компания “Эксимол”, обосновавшаяся в далекой Мироновке. Только за июль и август сюда прибыло более 20000 т различного рода “горючих” компонентов. Притом, что и ГФС, и СБУ заявляли об обысках, конфискациях и арестах, “бодяжные” потоки идут, как ни в чем не бывало.
Сегодня к безналоговым нефтепродуктам присоединился безналоговый сжиженный газ, который, помимо бюджетных недоимок, несет в себе еще и опасность населению. Выходит, чтобы вся чиновничья армия зашевелилась, надо дождаться еще одного взрыва с жертвами, как это было на Переяслав-Хмельницкой АЗС и Васильковской нефтебазе БРСМ, когда суммарно погибло 11 человек? Ведь ничего от многочисленных бюджетников, призванных следить за доходами казны и безопасностью, и не требуется: просто делайте свою работу. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)