Атомная генерация – дешевый и надежный способ энергоснабжения. Но есть и обратная сторона. Атомные реакторы не могут оперативно наращивать или сбрасывать мощность. За них это делают другие типы электростанций.
“Украинская энергосистема характеризуется спецификой, в которой преобладают базисные мощности атомных и тепловых электростанций. А гидроаккумулирующих и ГЭС очень мало – всего лишь 8% от общей мощности. Поэтому возникают проблемы с регулированием как графиков нагрузок, так и с аварийным частотным резервом”, – заявил в кулуарах проходившего в Киеве международного форума “Топливно-энергетический комплекс Украины” доктор технических наук, заместитель технического директора “Укргидропроекта” Юрий Ландау. При этом, по словам эксперта, речь идет о значительных колебаниях в течение дня. В 2012 г., когда нормально работала промышленность, в летний период перепад между минимальной и максимальной мощностью достигал 5 тыс. МВт, зимой – до 8 тыс.
В Украине эти пики компенсируют тем, что есть под рукой, – энергоблоками тепловых электростанций. Их просто по команде диспетчера включают и отключают. “У нас нормальное потребление в зимних условиях – 29-32 тыс. МВт мощностей на валу. А тепловая генерация не приспособлена для регулировки в ином режиме, кроме пусков-остановок. И получалось, что в зимние периоды, когда большая нагрузка и резко переменный график, пускать и останавливать приходилось до 16-18 блоков”, – рассказал директор научно-технического центра электроэнергетики ДП НЭК “Укрэнерго” Владимир Лучников.
Действительно, только в 2010 г. в ходе суточного регулирования пиков нагрузок было осуществлено 3103 пуска-останова блоков ТЭС, в 2011 г. – 2038. Иногда плотность такого регулирования достигала 30 пусков в сутки. Пуск угольного или мазутного блока из холодного состояния осуществляется только на газе. При этом блок мощностью 200 МВт в одночасье потребляет до 120 тыс. куб. м природного газа. В денежном эквиваленте пуск одного такого энергоблока обходится порядка $30 тыс. То есть за сутки могут расходоваться $600-900 тыс. только на пуски-остановы “регуляторов”.
Все эксперты сходятся в одном – регулировать энергосистему с помощью ТЭС является самым неэкономичным способом. Есть второй путь – аккумулировать энергию в виде воды. Именно для такой цели во всем мире строятся гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Их эффективность уже оценена в Украине. Так, когда в энергосистеме Украины ежедневно в пиковые часы вместо устаревших тепловых энергоблоков несет нагрузку один гидроагрегат Днестровской ГАЭС мощностью 324 МВт, это позволяет экономить 30,2 тыс. т угля в месяц (на секундочку – речь идет о $2,7 млн.). Построив и пустив в работу четыре агрегата Каневской ГАЭС суммарной мощностью 1 тыс. МВт, украинские энергетики смогу экономить 43,8 тыс. т угля или $3,9 млн. И эта экономия будет увеличиваться пропорционально росту объемов вырабатываемой электроэнергии.
“Кроме ГАЭС, других серьезных регуляторов в промышленных объемах не существует. Нормой в Европе считается доля гидроэнергетики до 18%”, – рассказывает генеральный директор, глава правления ПАТ “Укргидропроект” Владимир Кривицкий.
Сегодня Украина имеет в распоряжении три ГАЭС. Это Киевская ГАЭС мощностью 235,5 МВт и строящиеся Днестровская и Ташлыкская ГАЭС. На Ташлыкской ГАЭС были пущены два агрегата в 2006-2007 гг. Всего их шесть общей мощностью в турбинном режиме 900 МВт. По Днестровской ГАЭС, которая является крупнейшей в Европе, тоже пущено два агрегата в 2009 г. и 2014 г. Третий агрегат должен быть пущен в конце нынешнего года. Всего здесь запланированы семь агрегатов общей мощностью 2268 МВт. Есть в проектах еще и Каневская ГАЭС. Строительство этой станции было начато еще в 80-х годах прошлого столетия, но с распадом СССР оно было законсервировано.
“В Украине есть две ГАЭС, которые строятся около 35 лет – Днестровская и Ташлыкская. Заморожены огромные капиталовложения. Страна несет колоссальный ущерб от того, что эти капвложения не используются”, – сокрушается Юрий Ландау. Сегодня в Украине снова возвращаются к теме строительства ГАЭС. Они стали одним из приоритетных пунктов Новой энергетической стратегии. “В этот период (до 2020 г.), должно произойти становление, заложен фундамент дальнейшего развития электроэнергетики”, – утверждает Юрий Ландау.
По словам эксперта, если Украина введет агрегаты на Ташлыкской ГАЭС, это даст дополнительно 600 МВт регулирующих мощностей. А ввод третьего гидроагрегата Днестровской ГАЭС и первого Каневской ГАЭС – еще 574 МВт в генераторном и 681 МВт – в насосном. “Ввод данных мощностей позволит повысить регулирующие мощности с 8% до 12% от общей мощности энергетики. Это уже неплохо, но нам надо где-то 18-20%”, – резюмирует он. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)