Украинские политики решили продемонстрировать независимость от “Газпрома”. “Думаю, что в 2016 г. можно будет смело сказать, что мы сможем полностью обойтись без российского газа”, – заявил 29 октября прессе глава правления НАК “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев. Заявление сделано как нельзя вовремя – у российского монополиста сейчас возник переизбыток экспортных ресурсов газа.
Проявить независимость от соседей Киев смог благодаря росту объемов импорта голубого топлива из Евросоюза по реверсной схеме. К 2015 г. доля корпораций ЕС в снабжении нашей страны газом выросла до 60% и более. Однако в том, что у “Газпрома” образовался профицит, виновата вовсе не Украина, а Польша. Благодаря успешному строительству СПГ-терминала эта страна уже в 2016 г. сможет снизить долю импорта российского газа на своем рынке с 80% до 20%. Портфель поставок польского терминала наполнен обязательствами Катара и Норвегии. По такому же пути пошла и Литва. Благодаря завершению проекта строительства СПГ-терминала она сможет уменьшить долю российского газа в 2016 г. до 40% и ниже. В отличие от этих стран Украина не смогла реализовать свой проект СПГ-терминала. Более того, у нас даже не наказали менеджеров, умышленно проваливших этот проект.
Долгое время “Газпром” пытался держать хорошую мину при плохой игре, притворяясь, что проблемы с Польшей и Литвой – лишь мелочь. Мол, главное, что с крупными клиентами – Турцией и Германией – все складывается благополучно. Однако, недавно Берлин начал настаивать на том, что 50% газа главного германо-российского трубопровода “Северный Поток” должны быть собственностью компаний, не связанных с “Газпромом”. И хотя последний самостоятельно вложил в трубопровод $12 млрд., теперь он полностью утратил возможность играть на повышение цен. Похожим образом закончились и добрые отношения россиян с турками. Официальным поводом для охлаждения оказалась “интервенция” РФ на военный аэропорт в Сирии. Неформальной же причиной стал выход на турецкий рынок поставщиков газа из Ирана и иракского Курдистана. Результатом всего этого стала подача Турцией иска к “Газпрому” в Стокгольмский Международный арбитраж с требованием снизить цены на голубое топливо или расторгнуть контракты. Процесс был начат 27 октября, когда споры Турции и РФ по Сирии окончательно и бесповоротно зашли в тупик. Таким образом, без всякого участия Украины, “Газпром” стал перед возможностью потери еще одного крупного клиента в Европе.
В ситуации, когда российский монополист теряет рынки сбыта, Украине важно перебороть головокружение от чужих успехов, и найти в себе силы реально оценить происходящее на отечественном газовом рынке. Нельзя провозглашать победу над монопольным положением “Газпрома”, когда “Укртрансгаз” не может контролировать источники поддержания давления в мощных газопроводах, которые проходят в прифронтовых зонах Донбасса. Через эти районы в Украину нелегально или по “серым схемам” можно заводить до 30 млрд. куб м российского импортного газа в год.
До самого последнего времени бизнесом на нелегальной закачке голубого топлива через “дыру” в украинской границе пытались заниматься газотрейдеры из окружения сбежавшего в Москву Сергея Курченко, взявшие под контроль “Макеевгаз” и “Донецкоблгаз”. Выбранная ими схема достаточно проста: сначала нелегально ввезенным в Украину российским газом снабжают ТЭС и химкомбинаты, работающие по ту линию прифронтовой зоны, а потом незаконная выручка легализуется через продажу в остальной Украине полученных из этого газа электроэнергии или химикатов.
Но в конце лета появились признаки того, что окопавшиеся в этих районах террористические группировки стали проявлять недовольство, что люди Курченко “саботируют газовую политику молодых республик”. В Киеве делают вид, что не в курсе происходящего. Однако, на самом деле всем понятна конечная цель – переориентировать основные потоки импорта российского газа в Украину в Донецк. В таких условиях все заявления о возможности Украины в 2016 г. полностью прекратить импорт газа из РФ выглядят двусмысленно. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)