Россия, Беларусь и Казахстан разошлись в подходах определения цен на нефть при создании единого рынка нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (России, Беларуси и Казахстана).
В октябре Евразийская экономическая комиссия подготовила и разослала на согласование проект “Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза”, сообщает Интерфакс.
Концепция предполагает сохранение существующих механизмов формирования цен на нефть. “Механизмы ценообразования на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза формируются с учетом существующих механизмов ценообразования на рынках государств-членов и этапов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза”, – говорится в документе.
Белорусский концерн “Белнефтехим” не согласился с этой формулировкой. По мнению концерна, в концепции этот пункт должен быть изложен в такой редакции: “Цена нефти при поставках между государствами-членами Союза не может превышать цену нефти, рассчитанную на основании котировок международных ценовых агентств, за вычетом всех затрат, связанных с поставкой нефти за пределы таможенной территории ЕАЭС и вывозных таможенных пошлин. “При формировании цены на нефть учитывается изменение ее качественных характеристик”.
Минэнерго РФ посчитало, что подход, предложенный белорусской стороной, нарушает рыночный принцип формирования цен. “Минэнерго не поддерживает предложение, так как оно закладывает на уровне концепции регулирование цен на нефть на рынке Союза, что противоречит договору стран ЕАЭС, согласно которому одним из основных принципов взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики является принцип рыночного ценообразования на энергоресурсы”, – говорится в письме замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова.
Казахстан предложил зафиксировать в концепции, что цены на нефть должны формироваться “на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции”.
Не сошлись Россия, Беларусь и Казахстан и в подходе к унификации стандартов для нефти и сохранению ее качества. В концепции предполагается, что участники общего рынка будут вести “деятельность по унификации норм и стандартов на нефть и нефтепродукты”.
“Белнефтехим” предложил зафиксировать в концепции, что участники общего рынка должны “осуществлять деятельность по унификации, контролю и сохранению качества нефти, а также по повышению качества нефтепродуктов”.
Казахстан также посчитал, что норму об осуществлении деятельности по контролю качества нефти необходимо ввести в концепцию.
Россия выступила против формулировки о сохранении качества нефти. По мнению Минэнерго РФ, “сохранение качественных характеристик в большинстве случаев невозможно по объективным причинам, либо требует несоразмерных получаемому эффекту материальных затрат”. Кроме того, отмечает российское ведомство, что такое “критерии качества нефти” – пока неясно, а технические требования к нефти регулируются национальными техрегламентами.
Спор между Беларусью, Казахстаном и Россией также вызвала формулировка концепции одной из задач становления общего рынка по “развитию транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза”.
“Белнефтехим” предложил изложить эту задачу так: “Поддержание в технически исправном состоянии, а также развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза”. Казахстан формулировку поддержал.
Минэнерго РФ посчитало, что заложенная в концепции формулировка о “развитии транспортной инфраструктуры” как раз и предполагает поддержание в технически исправном состоянии транспортной инфраструктуры. Менять эту формулировку на формулировку “Белнефтехима” не стоит.
Согласно проекту концепции, общий рынок нефти и нефтепродуктов должен заработать в 2024 г. Подготовка государственных программ перехода на единый рынок должна завершиться в 2017 г.
Концепция является первым документом, в котором определяются подходы к формированию единого рынка. Проект концепции будет обсуждаться на коллегии ЕЭК в декабре этого года. (АФН/Энергетика Украины и мира)