Правительство предлагает конкретизировать использование $1 млрд. резервного энергетического фонда в этом году. Кредит от международных финансовых организаций получит НАК “Нафтогаз Украины” – на закупку импортного газа.
Кредиторы получат госгарантии выполнения обязательств по кредитам. Необходимость такой нормы связана с низкой платежеспособностью госкомпании. Это фактически единственная возможность для газовой монополии обеспечить стабильное прохождение отопительного сезона.
Кабинет министров внес в парламент законопроект №3389, которым предусматриваются госгарантии для международных финансовых организации (МФО) и иностранных банков при выделении кредитов НАК “Нафтогаз Украины”. Привлекать заемные средства НАК планирует на закупку импортного газа, его транспортировку и оплату услуг по присоединению к европейской газотранспортной сети.
Нормами документа конкретизируется, что $1 млрд. стабилизационного (резервного) энергетического фонда будет направлен на обеспечение обязательств “Нафтогаза” по иностранным кредитам.
Минфин в пояснительной записке отметил, что реализация законопроекта повлияет на показатель гарантированного госдолга. Отметим, по данным Минфина, на 30 сентября объем внешнего гарантированного государством госдолга составлял 236,3 млрд. грн. При этом с начала года он вырос на 87,6%.
Кроме того, средства энергофонда также могут быть использованы для обеспечения выполнения обязательств других предприятий госсектора. При этом Украина гарантирует обязательства МФО, которые обеспечивают привлечение кредитов для проведения “Нафтогазом” расчетов за импортный газ.
О том, что “Нафтогаз” будет привлекать средства МФО для расчетов за импортируемый газ, глава НАК Андрей Коболев заявлял еще в феврале. Планируется, что в этом году госкомпания привлечет $800 млн. заемных средств. Кредитное соглашение о выделении $300 млн. Европейским банком реконструкции и развития было подписано 30 сентября, а еще $500 млн. ожидается со стороны Всемирного банка.
Создание энергетического резервного фонда было изначально предусмотрено в госбюджете 2015 г. Однако порядок его формирования Кабмин утвердил постановлением №459 лишь в июне. Согласно документу, формировать фонд будет НАК “Нафтогаз Украины” в соответствии с заключенными международными договорами. Природный газ, купленный за счет средств энергофонда, закачивается в хранилища ПАО “Укртрансгаз”. Целевое расходование средств контролирует Минэнерго, которое отчитывается перед правительством и подает заявки на использование средств энергофонда.
Необходимость гарантирования международных кредитных обязательств НАК “Нафтогаза” со стороны государства вызвана дефицитом оборотных средств и неплатежеспособностью госкомпании.
“Учитывая отсутствие у НАК устоявшейся деловой репутации на европейских газовых рынках и ее низкий кредитный рейтинг, европейские контрагенты осуществляют поставки природного газа на основании краткосрочных договоров и по 100%-ной предоплате”, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно проекту финансового плана “Нафтогаза”, компания планирует завершить 2015 г. с чистым убытком в 85,04 млрд. грн., а дефицит собственных средств может составить 91,3 млрд. грн.
По результатам переговоров “Нафтогаз” заключил договора на закупку газа в текущем отопительном сезоне с европейскими компаниями E.ON Global Commodities SE, GDF SUEZ Foldgazkereskedelmi Hungaria Kft, RWE Supply & Trading GmbH, Trailstone GmbH, Statoil ASA.
Поэтому правительство Украины “предоставит госгарантии в обеспечение выполнения НАК обязательств по оплате импортного газа от европейских поставщиков, а также выполнение гарантийных обязательств международных финансовых компаний”, объясняется в документе, разработчиком которого является Минфин.
Всего, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, для завершения отопительного периода Украине потребуется закупить 5 млрд. куб. м газа. “Для того чтобы завершить отопительный сезон успешно, нам необходимо еще дополнительно по импорту закупить почти 5 млрд. куб. м газа. И для этого мы также получили дополнительные кредиты, чтобы пройти зиму с необходимым количеством газа и с теплом в каждом доме”, – заявил в 1 ноября глава правительства. При этом он подчеркнул, что в ПХГ уже закачано более 17 млрд. куб. м.
Эксперты отмечают, что без государственных гарантий НАК не обойтись. “Положение “Нафтогаза” на внешних рынках действительно ненадежное, поэтому государству необходимо брать на себя гарантии расчетов этой компании по кредитам. За этой инициативой, безусловно, стоит момент недоверия к НАК со стороны европейских контрагентов, – заявил глава аналитического отдела Eavex Capital Дмитрий Чурин. – Думаю, после того, как НАК будет разделен и, таким образом, интегрирован в рыночную экономику, МФО и иностранные банки будут меньше нуждаться в гарантиях со стороны Украины”.
Старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква отметил, что правительственный законопроект рассматривает лишь вопрос предоставления госгарантий, которые могут понадобиться, если “Нафтогаз” не рассчитается по своим обязательствам по кредитам ВБ, ЕБРР и МФК (IFC). “Сейчас это нужно, потому что именно сейчас эти кредиты и оформляются. По ЕБРР уже подписано соглашение, а по ВБ и IFC они ожидаются ближе к концу этого – началу следующего года. Для “Нафтогаза” МФО являются идеальными заемщиками. Они не только предоставляют дешевое кредитное финансирование, но и имеют влияние на ход реформ в секторе”, – подчеркнул эксперт.
При этом увеличение внешнего гарантированного госдолга не сильно отразится на росте совокупного госдолга Украины, отметил руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. “Мы не получим четвертый транш МВФ в этом году, при этом, мы не знаем получим ли мы третий в размере $1,7 млрд. На 99% его получение будет зависеть от принятия госбюджета на 2016 г., проведения налоговой реформы, с реализацией которой сложности. В связи с этим, допускаю, что госдолг до конца года существенно расти не будет”, – уточнил эксперт.
Он также подчеркнул, что формирование энергофонда является оптимальным механизмом, “учитывая, что “Нафтогазу”, в связи с его финпоказателями, никто не готов давать деньги без гарантий государства”. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)