В последние годы “Укрнафта” не проявляла никакой активности на газовом рынке. Точнее, все усилия предприятия были сосредоточены на том, чтобы отбиться от претензий государства на ее ресурс, который планировалось направлять на удовлетворение нужд населения.
Несогласие ПАО с позицией чиновников объяснялось просто: модель последних подразумевала выкуп голубого топлива по тарифу НКРЭКУ, который, как правило, был в 8-10 раз ниже рыночного.
Для того, чтобы этот механизм работал без сбоев, на законодательном уровне было принято правило об обязательстве предприятий с госдолей 50% и выше продавать собственный газ НАК “Нафтогаз Украины”, на который как раз и возложена функция ресурсообесечения украинцев. Но в “Укрнафте” нашли промежуточное решение проблемы: последние несколько лет предприятие просто закачивало ресурс в ПХГ, но при этом отказывалось подписывать договора по его продаже с НАК.
Такую стратегию в лагере Игоря Коломойского, фактически контролирующего “Укрнафту”, применяют с 2007 г., в течение которых за “Нафтогазом” скопилась колоссальная юридическая задолженность – около 11 млрд. куб. м газа. В компании Андрея Коболева этот факт признают, но в оценке стоимости этого ресурса стороны не могут прийти к общему знаменателю до сих пор: НАК предлагает заплатить за этот объем газа 4 млрд. грн., а “Укрнафта” настаивает на цифре $5 млрд.
Режим патовой ситуации исчерпал себя в октябре, когда “Нафтогаз” решил разрубить гордиев узел. Для этого юристы госпредприятия подали в суд на упомянутую НКРЭКУ, заявив, что комиссия больше 8 лет не утверждает тарифы на газ для “Укрнафты”, и, тем самым, блокирует юридический процесс передачи спорного газа.
Со стороны иск гармонично соответствовал государственным интересам, но результаты его подачи сыграли против них. Это стало понятно из решения Окружного административного суда Киева от 9 декабря, которое фактически подтвердило законность позиции “Укрнафты”. В частности, в мотивировочной части решения говорится, что 1 октября этого года в стране утратил силу Закон “Об основах функционирования рынка природного газа”, наделявший НКРЭКУ полномочиями по утверждению тарифов на газ. Вместо него сейчас работает Закон “О рынке природного газа”, в котором не предусмотрено обязательство “полугосударственных” предприятий продавать свой газ населению.
У “Нафтогаза” никто не отбирает права на оспаривание этого судебного решения. Но в перспективу удовлеторения апелляции и кассации не верят даже самые безнадежные оптимисты. С этим скепсисом сложно спорить по двум причинам. Во-первых, упомянутый иск НАК похож на попытку разыграть с Игорем Коломойским междусобойчик (потому что у Коболева не могут не знать о том, что за годы газовых баталий с “Укрнафой” НКРЭКУ 6 раз утверждала для нее тарифы). Во-вторых, что еще более важно, государство только создает иллюзию борьбы за газ ПАО. На это прямо намекает “Прогнозный баланс поступления и распределения газа на 2015 г.”, утвержденный распоряжением Кабмина №410-р еще в начале года. В нем не предусмотрена поставка товарного газа “Укрнафты” для потребностей населения в текущем году “в связи с отказом ПАО заключать соответствующие договора”.
Если затеянный “Нафтогазом” судебный спор действительно закончится в пользу “Укрнафты”, последняя может использовать соответствующее решение как мандат для распоряжения упомянутыми 11 млрд. куб. газа. В пересчете на минимальные цены внутреннего рынка (5,6 тыс. грн./тыс. куб. м) это больше 60 млрд. грн. Но еще более приятно то, что возможность оперирования таким ресурсом ПАО получит вовремя: пару недель назад глава “Укрнафты” Марк Роллинз заявил о начале подготовки предприятия к выходу на рынок трейдинга. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)