После того как цены на нефть целый год находились на уровнях в два с лишним раза ниже, чем до начала падения, нефтяные компании в мире сократили добычу всего на 0,1%, говорится в докладе консалтинговой компании Wood Mackenzie. Она собирает данные по добыче и расходам на нее более чем на 2000 месторождений по всему миру.
“После падения цен на нефть в прошлом году было закрыто сравнительно немного мощностей” именно по причине нерентабельности добычи, пишут аналитики Wood Mackenzie, которые не учитывают в этой оценке такие влияющие на совокупный объем добычи факторы, как естественное истощение месторождений или введение в эксплуатацию новых проектов (выдержки из доклада приводит Bloomberg). С начала 2015 г. добыча из-за низких цен сократилась примерно на 100000 баррелей в день; между тем совокупное предложение на нефтяном рынке в IV квартале 2015 г. составило 96,9 млн. баррелей в день, по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Больше всего мощностей было закрыто в Канаде, США и Северном море, говорится в докладе.
По данным Управления энергетической информации США, за последнюю отчетную неделю добыча в стране составляла 9,2 млн. баррелей в день (максимальный для января уровень с 1971 г.), тогда как в самом начале 2015 г. – 9,1 млн. баррелей. Она достигла пика в 9,6 млн. баррелей в апреле 2015 г., но после снижения стабилизировалась с осени на уровне около 9,2 млн.
В целом в странах, не входящих в ОПЕК, нефтедобыча выросла в прошлом году на 1,4 млн. баррелей в день, по данным МЭА. Агентство ожидает, что в текущем году она сократится на 600000 баррелей; если это произойдет, то падение добычи станет самым масштабным с 1992 г. Однако нефтяная отрасль, уже продемонстрировавшая невероятную устойчивость за те год и семь месяцев, что прошли с начала падения цен, может продолжать опровергать прогнозы, предупреждают аналитики Wood Mackenzie. По их оценке, при цене нефти около $35/баррель ежедневные убытки несут производители примерно 3,4 млн. баррелей, но массового вывода мощностей из эксплуатации может и не произойти, потому что “многие компании продолжат нести убытки в надежде на восстановление цен”.
Руководители некоторых нефтяных компаний в последние дни высказывали надежды, что цены начнут восстанавливаться ближе к концу года. “Могут ли цены пойти ниже? Уверен, что могут. Пойдут ли они ниже? Я не знаю. Но если вы посмотрите в чуть более долгосрочной перспективе, вы не увидите, чтобы структурно цены были на таком низком уровне, как менее $40/баррель”, – заявил 4 февраля Бен ван Берден, генеральный директор Royal Dutch Shell. По его мнению, баланс на рынке начнет восстанавливаться в конце этого или в начале следующего года. В таком же ключе двумя днями ранее высказался гендиректор BP Боб Дадли.
Не все их коллеги разделяют такую точку зрения. “Мы не знаем, как низко упадут цены на сырье или длительность этого падения. Будет целесообразно рассчитывать на низкие цены в течение длительного периода времени”, – заявил 4 февраля Райан Лэнс, гендиректор ConocoPhillips. Аналитики банка Morgan Stanley в тот же день опубликовали отчет, в котором снизили прогнозы средней цены Brent в каждом квартале нынешнего года. Теперь они составляют $31/баррель в I квартале (прежняя оценка – $42), $30 во II и III кварталах ($45 и $48 соответственно) и $29 – в IV квартале ($59). “Спрос, который оказался слабее, чем ожидалось, и предложение, превосходящее прогнозы, вместе с растущими запасами и активным хеджированием откладывают восстановление рынка нефти и замедляют повышение цен”, – говорится в отчете Morgan Stanley.
Нефтяников, работающих на некоторых участках сланцевых месторождений Eagle Ford и Permian Basin в Техасе, не пугают цена в $30/баррель, показал анализ Bloomberg Intelligence. Так, в округе Девитт, где в ноябре добывалось 100000 баррелей в день, точка безубыточности для средней скважины находится на уровне $22,52. Между тем в 300 км, в округе Диммит, для получения прибыли нужна цена в $58. “Убить многие добывающие компании в США может оказаться сложнее, чем изначально полагали аналитики, – отметил в докладе аналитик Bloomberg Intelligence Уильям Фойлз. – Столь большой разброс в уровнях прибыльности не позволяет определить единый порог, при котором сланцевая добыча будет рентабельной”. При этом $58-59 в Диммите и еще одном округе, Айрионе, – максимальная оценка, тогда как осенью 2014 г. некоторые эксперты, включая генерального секретаря ОПЕК Абдаллу аль-Бадри и вице-президента “ЛУКойла” Леонида Федуна, заявляли, что половина сланцевой добычи в США нерентабельна при цене $80-90/баррель. Однако американские компании и до того быстро повышали эффективность добычи, а падение цен на нефть заставило их биться за рентабельность еще активнее.
Многим компаниям легче продолжать нести убытки, чем потратить миллионы долларов на остановку добычи, например на морском шельфе или в Сибири, консервацию скважин и возвращение их в эксплуатацию после восстановления цен. Представители российских компаний не раз заявляли, что подобные действия были бы для них невыгодны, особенно в зимнее время.
Нефтедобыча все-таки может сократиться из-за того, что компании сокращают инвестиции в разработку месторождений и бурение новых скважин. По мере истощения месторождения естественное падение добычи обычно составляет 5-10% в год, указывают в Wood Mackenzie, а в США его темпы могут быть еще выше, потому что на сланцевых месторождениях скважины дают меньше нефти и постоянно нужно бурить новые. Однако, если не считать истощения и падения инвестиций, рассчитывать на серьезное сокращение добычи пока не приходится, полагают в компании: “Отрицательный денежный поток просто означает, что производственные издержки выше, чем цена продажи. Но это не обязательно ведет к остановке добычи”. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)