Владелец ДТЭК отвадил своего “злейшего друга” от крупнейшей энергопоставляющей компании страны.
В начале февраля Киевский апелляционный хозяйственный суд принял знаковое решение в деле о пересмотре итогов приватизации ПАО “Энергопоставляющая компания “Днепроблэнерго”. Судейская коллегия решила оставить без рассмотрения апелляционную жалобу инвестиционной компании “Бизнес-инвест” на вердикт Хозяйственного суда Киева, принятый в ноябре прошлого года. Тогда суд полностью отклонил исковые требования днепропетровской компании, которую включают в сферу влияния совладельца “Приватбанка” Игоря Коломойского. Истец требовал отменить условия продажи государственных 50% акций ПАО “Энергопоставляющая компания “Днепроблэнерго”, решение о проведении конкурса по продаже госпакета и признание его победителем DTEK Holdings Limited.
Сам конкурс прошел в 2012 г. От претендентов на покупку акций требовалось либо самостоятельно передавать и поставлять электроэнергию в объеме минимум 30% от объемов “Днепроблэнерго”, либо владеть энергоснабжающей компанией с такими показателями. С учетом того, что общий объем передачи электроэнергии днепропетровской компанией составляет около 20% всего потребления тока в Украине и превышает 23 млрд. кВт/с ежегодно, такие условия отсекли от участия в конкурсе владельцев большинства облэнерго. Например, “Львовоблэнерго” – крупнейшая энергокомпания братьев Суркисов – с годовым объемом передачи электроэнергии на уровне 4 млрд. кВт/ч выглядела карликом на фоне “Днепроблэнерго”. Еще дальше от выставленных стандартов оказались “Полтаваоблэнерго” и “Черниговоблэнерго”, входящие в орбиту Коломойского: их совокупные показатели передачи тока недотягивали даже до львовского облэнерго. В результате соперничать с DTEK Holdings Limited на конкурсе смогло лишь Луганское энергетическое объединение Константина Григоришина. Но эта структура фактически лишь создала видимость конкуренции, позволив компании Ахметова без особых проблем выиграть конкурс, заплатив за 50% акций компании с годовым доходом более 19 млрд. грн. по итогам 2012 г. всего 660,1 млн. грн.
Впрочем, собрать доказательства того, что конкурс был проведен незаконно, а его условия были дискриминационными, Коломойский, объявивший в начале прошлого года Ахметову “энергетическую вендетту”, не сумел. Суд первой инстанции решил, что решения Кабмина об утверждении условий приватизации “Днепроблэнерго” и сам договор купли-продажи не противоречили законодательству, а права “Бизнес-инвеста” как потенциального претендента не были нарушены.
Но самое интересное произошло после этого. Когда днепропетровцы обжаловали данный вердикт, суд обязал “Бизнес-инвест” уведомить об этом DTEK Holdings Limited (для чего было достаточно отправить письма по месту регистрации структуры Ахметова на Кипре). Однако компания это требование не выполнила, в результате апелляционная инстанция просто не стала рассматривать ее жалобу. А вердикт о законности приватизации “Днепроблэнерго”, таким образом, вступил в силу.
Вывод о том, что два олигарха могли найти общий язык в течение прошлого года, можно сделать из скандального “интервью, которого не было”, опубликованного в декабре прошлого года британским журналистом Оливером Кэрроллом в издании Politico. “Ахметову и мне нужно заботиться друг о друге, потому что, если он уйдет, они придут за мной. И если я уйду, они придут за ним”, – такая цитата была приписана Коломойскому, затаившему обиду на президента Порошенко и его окружение.
Впрочем, какими бы ни были достигнутые договоренности с Ахметовым, Коломойский не был бы собой, если бы не имел запасной вариант в виде братьев Суркисов. Их “Львовоблэнерго” пока не выходило из параллельного процесса по реприватизации “Днепроблэнерго”, и апелляционная жалоба этой компании на вердикт первой инстанции лежит в Киевском апелляционном хозяйственном суде. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)