Саудовская Аравия и Российская Федерация договорились заморозить объемы добычи нефти на уровне 11 января текущего года. Рынки отреагировали ростом, однако не сказать, что чересчур значительным. И тому есть ряд объективных причин.
По информации Bloomberg, соглашение обсуждали представители четырех сторон: Бахрейна, Катара, Саудовской Аравии и России. Интересы гигантов нефтедобычи, т. е. Саудовскую Аравию и РФ, представляли министр нефти и минеральных ресурсов Али аль-Наими и министр энергетики Александр Новак соответственно. Это соглашение оказало некоторое влияние на рынок нефти: так, по состоянию на 13:39 16 февраля нефти марки Brent составляла $33,88 за бочку (+1,47%), WTI – $29,82 (+0,34%).
Но важно понимать, что данное соглашение является проявлением гибридной политики – оно не коммерческое и не политическое, а в совокупности взаимосвязанное. В первую очередь, Эр-Рияд и Москва стремятся помешать агрессивной экспансии Ирана, который после отмены санкций активно выходит на внешние рынки и еще задолго до снятия ограничительных мер декларировал готовность демпинговать – был готов продавать нефть по любой цене и верхней отметкой называл $30/баррель, а также уже нарастил добычу до 2 млн. баррелей в сутки. Что касается саудитов, то хоть они и могут относительно комфортно себя чувствовать при цене в 15 долларов за бочку, но, во-первых, дальнейшее понижение цен сулит некоторое урезание расходов. Иными словами, привыкшим к роскоши представителям королевской семьи придется немного поумерить пыл. А во-вторых, низкие цены на углеводороды никак не помешают Тегерану захватывать рынки. Так как в процессе могут отвалиться конкуренты вроде арабских монархий, связанных с Саудовской Аравией, Венесуэлы, которая пребывает в состоянии острого политического и финансового кризисов, а также России.
Российской Федерации же и нынешняя стоимость нефти, мягко говоря (очень мягко), невыгодна, ведь средняя себестоимость добычи по стране составляет $35-36 за бочку. То есть Москва сейчас в минусе. Дефицит российского бюджета составляет около 3% ВВП, а Минфин РФ прогнозирует такой же показатель и в этом году. Но стоит учесть, что ведомство отталкивается от заложенной цены в $40. Россия сейчас спешит адаптировать экономику к нынешним реалиям, и российский Центробанк, как сообщал ранее замглавы регулятора Дмитрий Тулин, в своем прогнозе развития экономики заложил в рисковом сценарии цену на нефть на уровне $25 в 2016 г., и надеется при этом на дальнейшее повышение – до $35 до 2018 г.
“Замораживание не приведет к непосредственному развороту, но создает более прочную основу для восстановления цен во второй половине года”, – считает, в частности, управляющий директор компании Petromatrix GmbH Оливье Джейкоб. Договоренность выгодна и Эр-Рияду, а также партнерам и плывущим в кильватере Катару, ОАЭ, Бахрейну. Саудиты могут позволить себе дешевую нефть, но зачем лишать казну млрд. нефтедолларов, особенно когда углеводороды являются основным источником доходов. Как заметил в интервью Bloomberg глава отдела стратегии сырьевых рынков Commerzbank AG Юджин Вайнберг, “это анонс замораживания производства среди стран, производство которых даже не растет в последнее время”.
Договор подразумевает согласие всех членов ОПЕК. Если они не дадут добро, то сделки не будет. Венесуэла, к примеру, заинтересована в наращивании добычи, что позволило бы побороть кризис, но с другой стороны у Каракаса, который лихорадит от дрязг оппозиционного парламентского большинства и мадуровской старой гвардии, объективно может не хватить политической воли и ресурсов, чтобы увеличить добычу нефти. Значит, первый этап – это стабилизация, а уже далее (когда в казну прибудет немного больше средств и возможно политический кризис поутихнет) можно будет говорить об увеличении объемов. Немаловажно и то, что крах нефтяных держав вследствие дальнейшего падения цен может привести к новому глобальному финансовому кризису. Аналитики MarketWatch считают, что первыми будут Венесуэла и Азербайджан. Предсказуемо препятствовать этому соглашению будет Тегеран, ну, и вполне вероятно – Багдад. Правда, авторы сделки не оставляют надежды найти подход к Ирану. Министр нефти Венесуэлы Еулогио Дель Пино проинформировал о проведении переговоров с Ираном и Ираком 17 февраля в Тегеране.
Есть в этом соглашении и серьезная политическая составляющая. Эр-Рияд, например, таким образом решил уколоть Вашингтон – своеобразный демарш в отместку за отказ поддерживать силы саудитов в войне с йеменскими хуситами. Королевство в последнее время несколько охладело к США и все более сближается с другим недовольным Вашингтоном союзником – Израилем. Кроме того, замораживание добычи нефти, которое вероятно пока удержит цену в среднем $33-35 за бочку, свидетельствует о фактической капитуляции Москвы. Пока российская экономика перестроится, пройдет некоторое время, а значит бюджет РФ будет недополучать свои нефтедоллары.
Кремль сознательно идет на это в надежде на лучшее будущее, но это соглашение может оказаться ситуативной договоренностью, которая нужна РФ, чтобы не прерывать переговорные процессы между мировыми игроками. В том числе касательно переговоров по Сирии, где Россия демонстрирует непреклонность, и, конечно же, Украины. Москва хочет подольше оставаться на плаву, чтобы с помощью своего деструктивного метода построения внешнеполитического диалога выторговать определенные преференции. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)