16 февраля Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились не поднимать добычу выше январского уровня, который для нефтяного картеля и РФ был близким к рекорду.
Больше года нефтяные эмиссары тайно пытались организовать сделку ОПЕК с не входящими в нее государствами с целью сокращения добычи для поддержания цен. Усилия сначала Алжира, а потом Катара, начали приносить первые плоды.
16 февраля Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились не поднимать добычу выше январского уровня, который для нефтяного картеля и РФ был близким к рекорду.
Первая за восемь месяцев публичная встреча глав энергетических ведомств РФ и Саудовской Аравии, являющихся крупнейшими мировыми производителями нефти, по сути, на время остановила борьбу за долю на рынке и стала достойным завершением многомесячных секретных переговоров.
Теперь им предстоит убедить других производителей, в том числе Иран, недавно освободившийся от международных санкций, сначала сохранить, а потом и сократить добычу нефти. На этот этап переговоров могут уйти месяцы, и успех его не гарантирован. Иран будет стремиться вернуть себе утраченную за время действия санкций долю рынка при любой цене нефти, сказал источник, знакомый с планами государства.
Приостановка роста нефтедобычи знаменует начало процесса, в рамках которого в ближайшие месяцы могут быть предприняты новые шаги, сказал министр нефти Саудовской Аравии Aли ибн Ибрагим ан-Нуайми журналистам в Дохе после встречи с российским коллегой Александром Новаком. Целью этого процесса является “стабилизация и улучшение ситуации на рынке”, добавил саудовский министр.
Обвал рынка нефти сближает страны, которые расходятся по другим вопросам. Сокращение нефтяных доходов ощущается и в Москве, и в Эр-Рияде, в Каракасе и Осло, и это, по словам некоторых аналитиков, увеличивает шансы на “грандиозную сделку”, не ограничивающуюся нефтяной сферой, дает надежду на завершение войн в Сирии и Йемене.
ОПЕК делала это и прежде – выступала единым фронтом на фоне обвала рынка в 1998 г. и 1999 г., благодаря чему котировки выросли с $10 до более чем $140/баррель и на рынке на 10 лет прочно установился “бычий” цикл.
Тогда министры также месяцами вели переговоры в гостиничных номерах и посольствах. География их встреч простиралась от Майами до Гааги. И только потом они удивили рынок чередой понижений квот на добычу, при этом к ОПЕК присоединились Мексика и Норвегия. Россия в конце 1990-х годов ограничилась моральной поддержкой. (Интерфакс-Украина/Энергетика Украины и мира)