Минэнерго разработало стресс-сценарий при ценах на нефть $30-50/баррель как минимум до 2022 г. В случае его реализации налоговые выплаты нефтяных компаний в бюджет снизятся до 65%, предупреждает ведомство.
Минэнерго доработало Энергостратегию до 2035 г., добавив в документ стрессовый сценарий, предполагающий среднегодовые цены на нефть $31/баррель в 2016 г. и $53/баррель в 2022 г., следует из материалов ведомства (копия есть у РБК). Представитель Минэнерго подтвердил РБК, что сценарий разработан и включен в энергостратегию. 17 февраля нефть марки Brent торговалась на уровне $34,5/баррель.
Ранее энергостратегия предполагала только целевой и консервативный сценарии, составленные на основе данных прогноза социально-экономического развития России на долгосрочный период (подготовлен в июне 2015 г.). Они предполагали, что цены на нефть в 2025 г. будут составлять $70-80.
“Сценарий с низкими ценами на нефть включен в материалы Минэнерго, в связи с тем, что именно этот вопрос – что будет при долговременно низких ценах на нефть – чаще всего задавался при обсуждении проекта энергостратегии в различных аудиториях”, – сказал представитель Минэнерго. Реализация стресс-сценария, по его словам, зависит от вероятности наращивания и долговременного сохранения дисбаланса спроса и предложения на мировом рынке нефти на фоне отсутствия регулирующего воздействия на рынок со стороны основных игроков.
К прошедшему 27 января совещанию Минэнерго его глава Александр Новак попросил руководителей нефтегазовых компаний подготовить несколько стресс-сценариев, в том числе при цене на нефть от $30/баррель. Компании справились с этой задачей. В частности, “Газпром” предупредил аналитиков на Дне инвестора в Лондоне в начале февраля, что просчитал стресс-сценарий при цене на нефть даже $20. Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов в интервью РБК в январе в Давосе говорил, что компания готовит сокращение инвестпрограммы где-то на $1,2-1,5 млрд. при цене $30/баррель. 16 февраля Алекперов сообщил, что в бюджет компании на 2016 г. заложена цена как раз $30/баррель.
Стресс-сценарий Минэнерго учитывает ряд факторов: замедление темпов роста экономики Китая и других стран Азии, рост поставок дешевой ближневосточной нефти и сланцевой нефти и газа из США, следует из материалов Минэнерго. Среди других внешних условий указаны также снижение издержек за счет девальвации валют нефтедобывающих стран и рост добычи нефти и газа. Ситуация усугубляется невозможностью привлечения новых кредитов российскими нефтегазовыми компаниями при своевременном обслуживании уже имеющихся долгов из-за санкций ЕС и США.
Если эти условия останутся неизменными, капитальные вложения в нефтегазовом комплексе снизятся как минимум на 10-15%, говорит представитель Минэнерго. В результате “после 2020 г. становится очевиден острый кризис недоинвестирования развития мировой нефтяной и газовой отраслей”, говорится в материалах Минэнерго. На его фоне и начнется плавный рост цен на нефть и газ, и к 2033-2035 гг. цены вернутся на уровень $100-102/баррель, предполагают в министерстве.
Сохранение низких цен на нефть негативно отразится на наполнении госбюджета: налоговые выплаты нефтяной отрасли до 2022 г. снизятся на 60-65% по сравнению с консервативным сценарием, предупреждает Минэнерго. Уже в 2016 г. при стресс-сценарии бюджетные доходы сократятся примерно на 2,5 трлн. руб. (по сравнению с параметрами бюджета, рассчитанного при цене нефти марки Urals $50 за баррель), подсчитал главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.
Добыча нефти при негативном сценарии может снизиться с 534 млн. т в 2015 г. до 460 млн. т в год в 2020-2025 гг., добавляет представитель Минэнерго. При этом своевременное обслуживание взятых нефтяными компаниями кредитов при невозможности привлечения новых будет реальным только при условии двукратного сокращения в 2016-2022 гг. объемов геологоразведки и перехода на налогообложение финансового результата, добавляет представитель ведомства.
Старший аналитик UBS Максим Мошков называет стресс-сценарий энергостратегии слишком пессимистичным. По прогнозу UBS, цена на нефть марки Brent в 2016 г. составит $42,5, поэтапно повышаясь с 2017 г. по 2020 г. с $55 до $75/баррель на фоне снижения добычи странами – производителями нефти из-за недофинансирования сектора.
Максим Мошков добавляет, что сценарий не учитывает инициативы Минфина по увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовые компании, прежде всего НДПИ. “Если среднегодовая цена на нефть марки Brent в 2016 г. составит $31/баррель, то на фоне предлагаемого Минфином роста налоговой нагрузки добыча нефти может упасть на 3%, или на 16 млн. т”, – говорит он.
В газовой отрасли Минэнерго в рамках стресс-сценария ожидает снижения капвложений компаний в 2018-2025 гг. на 7-10%, а налоговых выплат до 2025 г. – на 20-25%. Цены на газ будут расти плавно с $155/тыс. куб. м в 2015 г. до $175/тыс. куб. м в 2020 г. и $183/тыс. куб. м в 2025 г. В 2016 г. стоимость российского газа на европейских рынках краткосрочно опустится до $143/тыс. куб. м.
В материалах министерства перечисляется ряд мер по улучшению ситуации в нефтяной отрасли. В частности, речь идет об апробации налога на финансовый результат (НФР) на пилотных месторождениях для стимулирования роста добычи. При переходе на НФР облагать налогом планируется не нефть в момент ее добычи (как в случае с действующим сейчас НДПИ), а накопленную за время разработки месторождения прибыль – разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и доставку до покупателя за весь срок освоения участка.
Также ведомство выступает за сохранение разницы ставок акцизов на разные классы моторного топлива, стимулирование разработки малых месторождений и малодебитных скважин, а также либерализацию доступа российских компаний к освоению шельфа.
Выход из сложившейся ситуации один – не повышать налоги на нефтегазовый сектор, чтобы избежать коллапса, говорит Максим Мошков. В конце января президент “Башнефти” Александр Корсик говорил, что об этом же просили руководители нефтегазовых компаний на встрече с министром энергетики Александром Новаком. (РБК/Энергетика Украины и мира)