В переговорах по поставкам туркменского газа в Европу наблюдается достаточный прогресс, сказал в интервью Trend вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по вопросам энергетики Марош Шефчович.
“В настоящее время мы совместно с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Туркменистаном работаем над возможностями обеспечения поставок туркменского газа в Европу и над тем, каким образом можно использовать для этих поставок Южный газовый коридор”, – сказал 26 февраля по телефону Шефчович.
Он напомнил, что в прошлом году на основе подписанной Ашхабадской декларации была создана рабочая группа, занимающаяся поиском всех возможных вариантов поставок туркменского газа в Европу, решения правовых и экономических аспектов этого вопроса. “Всего несколько дней назад в Стамбуле состоялось очередное заседание этой рабочей группы, на котором рассматривались два варианта поставок газа из Туркменистана в Европу”, – сказал Шефчович. “Теперь необходимо, чтобы эти варианты были оценены всеми правительствами, и мы надеемся, что совсем скоро вернемся вновь к обсуждению этого вопроса”, – сказал он.
По словам вице-президента, сегодня приоритетом является необходимость убедиться, что Южный газовый коридор будет реализован в соответствии со сроками или даже с опережением графика, а также в возможности обеспечения поставок газа из Туркменистана в Европу по Южному газовому коридору.
По запасам природного газа Туркменистан занимает четвертое место в мире и ищет новые рынки сбыта. Если говорить о европейском направлении, то наиболее оптимальным маршрутом была бы прокладка 300-километрового Транскаспийского газопровода через Каспий к берегу Азербайджана, имеющего в своем распоряжении соответствующую инфраструктуру для дальнейшего экспорта туркменского газа в Турцию и далее в Европу.
Как отметил Шефчович, события в Ираке, Иране, Восточном Средиземноморье также создают возможности получать газ от новых потенциальных поставщиков. “В конечном итоге, все зависит от того, какой общий спрос на газ будет в Европе, который, по сегодняшним прогнозам, в 2030 г. составит от 380 до 450 млрд. куб. м в год. И, конечно же, нужно понять, какой путь поставок этого газа в Европу будет наиболее эффективным с точки зрения цены, как можно использовать для этого Южный газовый коридор, либо использовать альтернативные варианты, такие как СПГ”, – сказал Шефчович.
Говоря об Иране, он отметил, что Иран, как ожидается, изначально будет сосредоточен на возвращении на мировой рынок, так как в настоящее время потребление газа в стране достаточно высокое.
“Это одна из стран, где доля газа во внутреннем энергетическом миксе составляет более 60%. И в настоящее время Иран, несмотря на то, что обладает крупными запасами газа, является чистым импортером. Но я уверен, что в ближайшее время это изменится”, – сказал Шефчович.
По его словам, учитывая, что месторождения газа в Иране расположены на юге страны, поставки сжиженного природного газа были бы наиболее практичными и являются наиболее вероятным вариантом выхода страны на европейский газовый рынок.
Для Европы же, как отметил Шефчович, наиболее важными вопросами являются качество услуг, надежность поставок и, конечно, цена на газ. “Мы хотим быть открытыми для всех потенциальных поставщиков”, – добавил Шефчович.
По данным BP, на начало 2015 г. доказанные запасы газа Ирана составили 34 трлн. куб. м. Доля Ирана на мировом газовом рынке составляет 17%.
Иран ранее заявлял, что экспорт СПГ в Европу является приоритетом для страны. В течение трех лет Иранская газовая экспортная компания (NIGEC) планирует построить пять заводов по производству СПГ.
В настоящее время Иран ведет переговоры с Францией, Германией и Бельгией по вопросу строительства танкеров для перевозки СПГ. (Trend/Энергетика Украины и мира)