«Какие ветряки? Какие солнечные станции? Ни того, ни другого у нас нет и не будет. У нас сегодня существующие солнечные станции девать некуда, их проще закрыть и поддерживать в эксплуатации», — заявил Греф в ходе заседания совета, на котором были представлены итоги работы по строительству объектов возобновляемой энергетики.
«Об эффективности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в нашей стране действительно нелегко говорить. Здесь Герман Греф прав, — считает заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. — Тем не менее у нас производится отбор мощностей, работающих на ВИЭ. Сейчас достаточно активно строятся солнечные станции. Кстати, этот тренд на развитие ВИЭ в меньшей степени затронул ветроэнергетику и малые ГЭС».
«Напомню, что к электростанциям, отбираемым в рамках этого конкурса, предъявляются довольно жесткие требования, — пояснил эксперт. — Во-первых, необходима локализация оборудования, то есть должно приобретаться оборудование, частично произведенное в России. Во-вторых, есть довольно жесткий ценовой разрыв по удельным капиталовложениям на установленную мощность. Но тем не менее по солнечной генерации эти условия выполняются, потому что у нас есть в Чувашии производство солнечных батарей. Возобновляемая и распределенная энергетика может быть эффективной в Бурятии и Республике Алтай, в Якутии, где этот опыт активно внедряется. Дело в том, что в этих регионах альтернативой солнечной генерации является использование дизельных электростанций, на которых стоимость киловатта может достигать 15−20 и даже более рублей. Ведь в ту же Якутию дизельное топливо нужно завести по северному завозу, где-то долгое время хранить — все это стоит денег. Вот в таких отдаленных регионах альтернативная энергетика становится конкурентоспособной. В нашей стране таких регионов, если считать в квадратных километрах, довольно много, но уровень экономической активности там невысокий, да и жителей там немного. Строительство солнечной станции в несколько сотен мегаватт в рамках нашей энергосистемы — это сравнительно немного. Но ВИЭ в таких регионах, как, например, Якутия, где нет централизованного энергоснабжения, абсолютно оправданно».
«Возобновляемая энергетика у нас в стране, как, впрочем, и в Европе, становится оправданной лишь в случае предоставления субсидий, — отметил Кондратьев. — Проекты, которые реализуются, например, в Оренбургской и Самарской областях, без господдержки не могут конкурировать с традиционными видами генерации — газом, нефтью, атомом. Разумеется, что со временем мы будем видеть некий тренд на децентрализацию, благодаря чему возобновляемая энергетика будет становиться конкурентоспособной. Правда, в большей степени это касается автономного обеспечения частных хозяйств, а не предприятий и заводов».
«Если говорить на уровне большой энергетики, то у нас в стране не стоит ожидать такого большого бума, который произошел в европейских странах. Потому что стоимость электроэнергии у нас существенно ниже, как, собственно, и стоимость энергоносителей. Не стоит забывать, что у нас еще и довольно высокие кредитные ставки. А для большинства проектов ВИЭ в силу их капиталоемкости требуются кредиты, — подчеркнул он. — Поэтому говорить, что в ближайшие годы мы значительно увеличим выработку электроэнергии на ВИЭ, не стоит. А с другой стороны, нам этого и не надо. Если посмотреть на страны с большими запасами традиционных источников энергии, то традиционная генерация там чувствует себя лучше, чем альтернативная энергетика. Сравните США и страны Европы, где европейцы хотели максимально снизить свою зависимость от импортных энергоносителей. Поэтому европейский бум ВИЭ был не только экономически поддержан, но и политически стимулирован».
«В нашем случае развитие ВИЭ только ради развития будет сталкиваться обязательно с экономическими препятствиями. Поскольку для нас на данный момент это достаточно дорого стоит, — заявил заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов». — Если сравнивать стоимость электроэнергии у нас в стране и в Германии, то различие на уровне конечных цен достигает четырех-пяти раз. При том, что стоимость оборудования, произведенного в России, разумеется, дешевле, но не во столько раз. Поэтому в силу экономических причин возобновляемая энергетика пока что не будет пользоваться таким большим спросом. Те же металлурги в последнее время нарастили объемы своего производства, и даже с использованием технологий энергосбережения. Но все равно обеспечивать их энергией за счет ВИЭ по-прежнему представляется маловероятным. При таком экстенсивном развитии в нашей большой стране ни полей не хватит, ни рек, ни обслуживающего персонала, который будет мыть солнечные панели». (Batyar/Regnum/Энергетика Украины и мира)