Скандально известная компания “Карпатыгаз” подписала ряд договоров о реструктуризации своей многомиллионной дебиторки. Выполнение этих соглашений будет напрямую зависеть от поведения государственного партнера этой компании – ПАО “Укргаздобыча”. Если он останется верным плану по расторжению отношений, частный газодобытчик сможет “похоронить” совместно заработанные деньги в карманах родственных структур.
“Карпатыгаз” стал фаворитом газового рынка страны в 2011 г., когда подписал ряд договоров о совместной деятельности с ПАО “Укргаздобыча”. В рамках этих соглашений ООО получило право эксплуатации порядка 100 скважин на десятках месторождений в Полтавской и Харьковской областей, чьи суммарные запасы оцениваются в 28 млрд. куб. м газа. Доступ к таким объемам энергоресурса получает далеко не каждый желающий, поэтому тогда на рынке мало кто поверил в легенду о шведских собственниках “Карпатыгаза”, контролирующих ее через тамошнюю фирму Misen Enterprises AB.
Гораздо правдоподобнее звучала версия о том, что действия частного партнера “Укргаздобычи” координируются менеджерами Дмитрия Фирташа и Юрия Бойко. Правда, подтвердить эту версию можно было только косвенно, обратив внимание на то, что пик активности ООО пришелся как раз на период, когда государственным ПАО руководил бывший глава нефтехимического холдинга Фирташа Ostсhem Юрий Борисов, а Министерством энергетики и угольной промышленности управлял уже упомянутый Бойко.
В “Карпатыгазе” категорически не согласны с привязкой к владельцу Group DF. “Фирташ не является собственником компании или конечным бенефициаром ни “Карпатыгаз”, ни Misen Enterprises AB и не влияет на хозяйственную деятельность этих компаний”, – так звучит официальная позиция компании. Но на днях она фактически собственноручно опровергла эту логику.
Речь идет о двух мировых соглашениях с ООО “Укристгаз” и одном – с ООО “Научно-производственное объединение “Северодонецкий стеклопластик”. В рамках этих договоров эти две фирмы получили согласие газодобытчика на рассрочку в общей сложности более 400 млн. грн. своих долгов. Условия погашения этой суммы можно назвать более чем комфортными. Так, для обоих должников скостили 90% начисленных санкций, а тело основной суммы долга дали возможность гасить ежемесячными равными платежами в течение года (до середины 2017 г.).
В согласии газодобытчика пойти на мировую с этими предприятиями нет ничего удивительного. Во-первых, из-за их взаимной близости. Тот же “Укристгаз”, чьи счета открыты в банке “Клиринговый дом” партнеров Фирташа Сергея Левочкина и Ивана Фурсина, первые годы после своего основания сидел в одном киевском офисе (ул. Старокиевская, 14) с ООО “Остхем Украина”. А “Северодонецкий стеклопластик”, обслуживающийся в том же финучпреждении, не чужд упомянутому Юрию Бойко, чей сын Анатолий в свое время входил в наблюдательный совет предприятия. Во-вторых, рассрочка долгов – это хороший рычаг влияния “Карпатыгаза” на строптивую “Укргаздобычу”, которая в конце прошлого года заявила о намерении свернуть с этой компанией партнерские отношения.
От этих планов ПАО не отказалось до сих пор. По данным “ДС”, сейчас юристы госкомпании ведут подготовительную претензионную работу, за которой последует подача исков в суд. Но, похоже, в “Карпатыгазе” работают на опережение: вышеперечисленные мировые соглашения подписаны в отношении долгов, сформированных в результате неоплаты газа, отпущенного “Карпатыгазом” в статусе оператора совместной деятельности. Проще говоря, это означает, что “Укристгаз” и “Северодонецкий стеклопластик” должны деньги не частному газодобытчику “Карпатыгаз”, а СП в лице этой компании, ее материнской структуры и государственной “Укргаздобычи”.
Поставив на паузу финансовый расчет, тандем должников фактически хочет дождаться окончания выяснения отношений между “шведским” и украинским газодобытчиками. Если этот диалог закончится разводом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что компании Олега Прохоренко придется забыть о доступе к своей доле выручки от прошлогодних продаж газа в этом СП. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)