Середина мая встретила украинцев резким повышением цен на топливо. Особенностью тренда стало то, что его поддержали и премиальные сети, и участники эконом-сегмента.
В этом едином порыве горячие головы уже увидели повод для нового расследования Антимонопольного комитета по факту сговора участников рынка. Но рассчитывать на его успех не дает ни опыт прошлых лет, ни новые планы трейдеров, чьи стелы АЗС в осязаемой перспективе могут обрасти новыми увесистыми цифрами.
Последние несколько недель розничный рынок нефтепродуктов провел в режиме штиля. Перемена погоды произошла 17 мая. Проводником процесса стал лидер сектора – сеть АЗС «ОККО», чьи заправки увеличили цены на все виды нефтепродуктов сразу на 50 коп./л. Благодаря этому сейчас литр бензина А-95 на станциях этой сети продается по 23,49 грн., а дизельного топлива – по 20,49 грн/л.
В этот же день цены пошли в гору на бюджетных заправках “БРСМ-Нафта”, Amic, и, что самое интересное, группы “Приват”. Кстати, на заправках днепропетровской бизнес-группы был установлен рекорд: цены на горючее выросли сразу на 1 грн./л до 21 грн. за литр 95-го и 18,5 грн. за литр дизельного топлива.
Произошедшее сломало шаблон последних нескольких лет, в течение которых трейдеры работали по четко отработанному сценарию. Он предусматривал, что сначала цены пересматривали так называемые “брэндовые” сети, и только спустя несколько дней к ним нехотя подтягивались “бюджетные” заправки.
С чем связан отход от этого шаблона – загадка. Версия любителей конспирологии сводится к тому, что это своеобразный способ снижения внимания со стороны Антимонопольного комитета Украины, чьи обвинения строятся как раз на фактах одновременного пересмотра цен участниками рынка до одинакового уровня. В пользу этого сценария говорит тот факт, что как раз сейчас на рассмотрении АМКУ находится дело по обвинению участников “премиум-сегмента” (WOG, OKKO, Shell, SOCAR), в сговоре при повышении стоимости топлива на 1 грн./л в период с 19 по 21 марта. Но считать это разбирательство главной причиной изменения стратегии трейдерами все-таки сложно.
Во-первых, потому, что за всю историю независимости Украины Антимонопольный ни разу не довел до конца (взыскания штрафа в размере 10% от годовой выручки компании-нарушителя) ни одного резонансного процесса по подобным спорам. Во-вторых, с начала текущего года финансовые шаги участников рынка фактически узаконены Министерством энергетики и угольной промышленности.
Последнее ежедекадно рассчитывает так называемые экономически обоснованные цены на нефтепродукты. Как сообщала “ДС”, по каждой из групп нефтепродуктов эти расчеты показывали ставки выше фактических на 10-15%. Дошло до смешного: из-за этого разнобоя в Минэнергоугля с апреля даже отказались официально публиковать свои “индикативные цены”. Правда, это не повлияло на политику трейдеров, которые до последнего времени не пользовались приличным зазором для повышения цен.
Почему они начали это делать сейчас? Главный фактор – мировые нефтяные котировки стали резко расти, в результате чего только за последнюю неделю сырье подорожало на 15%, до сегодняшних $50/баррель. Но, несмотря на взятые темпы удорожания сырья, на рынке мало кто верит в то, что это ралли будет затяжным. Главный довод приверженцев такого сценария в том, что цены на нефть дорожают из-за временных проблемам (как, например, рост внутреннего потребления “черного золота” в Ираке и кризис в Венесуэле).
Впрочем, украинским автомобилистам интереснее знать другое. Произошедшее на днях повышение цен на заправках отдельных сетей уже привело к значительному росту средних розничных цен в Украине: по расчетам консалтинговой группы “А-95”, дизель и 95-й бензин прибавили по 46 коп. на литре, выйдя на уровень 18,82 и 21,84 грн. соответственно. Но самое интересное впереди. Только за первые дни текущей недели железнодорожные партии дизтоплива подорожали на 300-400 грн./т, а бензина – на 200-500 грн./т. А это повод для розницы уже хоть завтра прибавить в цене еще как минимум 20-50 коп. на литре. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)