Падение на 10% выработки электроэнергии атомными электростанциями стало одной из ключевых причин увеличения оптовой рыночной цены на электроэнергию (ОРЦ) Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Такое мнение высказывают эксперты и участники рынка.
“Тарифы с 1 июля должны были вырасти по плану, согласно прогнозной ОРЦ. Следующее повышение – 1 октября 2016 г. Но мы знаем, что в конце июня был пересмотр оптовых цен на электричество, согласно которому тарифы на электроэнергию вырастут больше, чем предполагалось. Вот этот новый пересмотр связан с тем, что доля атомной электроэнергии в прогнозном балансе уменьшится приблизительно на 10%. Соответственно дешевая атомная энергия будет замещаться более дорогой электроэнергией тепловых электростанций”, – пояснил эксперт по вопросам энергетики, руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Такие причины повышения ОРЦ подтверждают и в НКРЭКУ. По словам начальника управления энергорынка Комиссии Юрия Власенко, с 1 июля 2016 г. тариф для “Энергоатома” повышен с 45,42 копеек до 49,54 коп. за кВт-ч.
“Также в связи с включением дополнительных мероприятий в инвестиционную программу ПАО “Укргидроэнерго” пересмотрен в сторону увеличения уровень тарифов на отпуск электроэнергии, вырабатываемой ГЭС и ГАЭС”, – добавил он, презентуя решения комиссии. В частности, около 1 млрд. грн. планируется направить на инвестиционные программы “Укргидроэнерго”, согласно утвержденному Кабинетом министров Владимира Гройсмана на последнем заседании 1 июля финплану ПАО “Укргидроэнерго”.
Ранее высказывалось мнение, что причиной роста оптовой рыночной цены электроэнергии могло послужить внедрение т. н. “роттердамской формулы” расчета себестоимости угля в цене электроэнергии, согласно которой предполагается определение цены угля по формуле “стоимость в порту Роттердам (API2) плюс стоимость доставки до Украины”.
Формула подвергалась критике в экспертной среде, особенно за учет в ней транспортного плеча. В то же время глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк пояснил необходимость привязки к европейской цене подобно тому, как это было сделано на рынке газа, тем, что 40% угля в настоящее время поставляется с неконтролируемой территории Донбасса.
Эксперты едины в том, что тарифы на электроэнергию не должны утверждаться в ручном режиме, а ценовые ориентиры, в т.ч. на уголь, должны иметь рыночное происхождение.
“Наверное, главная проблема, что премьер-министр и глава НКРЭКУ обсуждают данные тарифы, а не внедрены объективные рыночные механизмы, которые позволят рынку реально определить объективную цену. Вместо того, чтобы какими-то политическими, регуляторными, административными решениями определялась данная цена на такой базовый продукт как электроэнергия”, – отмечает владелец компании “Энергетические ресурсы Украины” Андрей Фаворов.
По его словам, должен появиться открытый рынок, на котором спрос и предложение балансируют и на котором будет определяться объективная рыночная цена. “Потому что есть рыночные индикативы, наверное, самый ликвидный этот тот самый “Роттердам”. Но как это правильно конвертировать для Украины, дискуссия продолжается”, – добавил он.
Тарифы для теплоэлектростанций, производящих электроэнергию из угля, снизились. НКРЭКУ уменьшила средневзвешенный тариф на май для ТЭС на 9,9% по сравнению с апрелем (с 1197,58 грн. до 1078, 80 грн./МВт-ч (без НДС). При этом выросли тарифы, по которым государство закупает электричество у АЭС и ГЭС. Для АЭС тариф вырос с мая на 8,4%, а с июля вырастет еще на 9,1%. Тариф для ГЭС вырос на 45%.
По сравнению с предыдущей датой утверждения оптово-рыночной цены на электроэнергию цена на уголь снизилась с $53,27 до $50,81/т, то есть на $2,46. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)