Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мировой рынок: страны ОПЕК снизят добычу нефти, но России радоваться рано

В последний день осени на саммите в Вене страны, входящие в организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), решили с нового года сократить добычу нефти почти на 2% в сутки по сравнению с нынешним объемом. Сокращение добычи влечет рост цен, которого так жаждут российские экономика и государственный бюджет, туго привязанные к доходам от продажи нефти.

Однако россиянам радоваться рано: договоренности ОПЕК предварительные, а позиция стран, которые добывают нефть, но не входят в ОПЕК, пока не ясна. Да и подобные договоры в прошлом неоднократно нарушались самими подписантами, в том числе и РФ. Кроме того, российские эксперты уже сейчас указывают, что самой России будет сложно выполнить свое же обещание сокращения добычи.

Страны ОПЕК договорились в течение первой половины следующего года совокупно сократить добычу нефти на 1,164 млн. баррелей в сутки от уровня добычи в октябре – до 32,5 млн. баррелей. Больше всех сократить добычу обязалась Саудовская Аравия – на 486 тыс. баррелей в сутки, Ирак – на 210 тыс., ОАЭ – на 139 тыс., Кувейт – на 131 тыс., остальные члены ОПЕК – на 9-95 тыс. баррелей. Единственный, кто в результате договоренности получил добро на увеличение добычи нефти – это Иран, который остро нуждается в финансовых вливаниях в свою экономику после отмены санкций. Ему разрешили увеличить добычу на 90 тыс. баррелей в сутки – до 3,8 млн. К решению ОПЕК присоединилась и Россия, которая к октябрю этого года нарастила добычу до максимума за все постсоветское время – 11,2 млн. баррелей. Теперь она пообещала поэтапно снизить добычу на 300 тыс. баррелей.

Новость о достижении консенсуса вокруг сокращения добычи в тот же день привела к повышению цен на нефть на 10%, и они перевалили за психологическую отметку в $50/баррель, достигнув отметки в $52. Российские аналитики уже успели просчитать, что если договоренность ОПЕК будет реализована, то цены на нефть могут вырасти до $55/баррель.

Однако на сегодня еще не понятна позиция стран, которые не входят в ОПЕК, но фактически контролируют добычу 2/3 мирового объема. По замыслу ОПЕК, они также должны сократить добычу суммарно на 300 тыс. баррелей, однако Мексика уже заявила, что сохраняет планы по добыче на 2017 г. на прежнем уровне – 1,94 млн. баррелей в сутки. Норвегия, которая летом нарастила добычу до 1,71 млн. баррелей в сутки, ранее заявляла, что не будет сокращать добычу. На позициях увеличить добычу находился и Казахстан. Месяц назад он начал экспортировать нефть с крупнейшего месторождения Кашаган и рассчитывал увеличить добычу на 140 тыс. баррелей в сутки.

Эксперты также уже успели остудить пыл нефтеоптимистов. По словам представителя Sberbank CIB Валерия Нестерова, решение ОПЕК в долгосрочном плане не приведет к улучшению ситуации на рынке. Даже если все участники соглашения станут его соблюдать, на рынок будут давить большие запасы нефти, и его балансировка произойдет не ранее второй половины 2017 г.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что решение ОПЕК – “это словесная интервенция, не больше”. По его мнению, цены на нефть по фьючерсным контрактам, которые он назвал “бумажными”, могут до конца года даже еще немного подрасти, но как только рынок поймет, что решение о сокращении добычи не соблюдается, они снова вернутся на отметку в районе $45/баррель. При этом Михаил Крутихин подчеркнул, что в ближайшее время реальное предложение нефти на рынке все так же будет превышать спрос, поэтому цены на реальную нефть будут отставать от фьючерсных. “Цена российской нефти Urals, по которой она грузится в танкер, 1 декабря составляла около $39/баррель и будет оставаться примерно такой же”, – считает он.

Кроме того, России будет проблематично выполнить данное ею же обещание снизить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. Менеджер “РН-Шельф-Арктики” Павел Пухов пояснил, что для достижения этого показателя такая компания, как “Роснефть”, должна заглушить 4 тыс. скважин – десятую часть эксплуатируемых скважин. Тогда как заглушка скважины – необратимый процесс, и “достать” оставшуюся нефть с рентабельностью уже будет невозможно. При этом непонятно, как компаниям, которые должны сократить добычу, поступить с заключенными договорами с подрядчиками, что будет со штрафами за неосвоение месторождений и с разработкой новых залежей. Ко всему прочему, у российских властей нет официальных механизмов заставить крупнейшие нефтедобывающие компании сократить добычу. Поэтому аналитики Сбербанк CIB допускают, что нефтедобытчики в РФ будут применять серые схемы для того, чтобы обойти ограничения на добычу нефти, которых так добивались российские власти. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version