Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: газ для Европы: кто блефует – НАК «Нафтогаз Украины» или ПАО «Газпром»

Срыв транзита российского газа по украинской территории может возникнуть лишь при условии, что сильные морозы в Украине продержатся, как минимум, три-четыре недели. Только тогда из украинских подземных хранилищ (ПХГ) может быть отобрано слишком много голубого топлива, что поставит под угрозу поставку российского газа в Европу. Если же холода в стране закончатся быстро, то компания вполне может избежать уже традиционного скандала с “несанкционированным” отбором газа.

Прошедший 2016 г. стал первым в истории независимой Украины, когда она не закупала российский газ. Теперь, чтобы закрепить в сознании общества мысль о том, что страна может обходиться закупками голубого топлива в Европе, осталась самая малость – пережить зиму 2016-2017 гг. без скандала с “Газпромом” из-за невыполнения поставок российского газа потребителями в ЕС.

Отопительный сезон – традиционный повод для того, чтобы затеять скандал по поводу благонадежности Украины как транзитера. Но в этот раз, у тех, кто ставит под сомнение достаточность украинских запасов газа, есть козырь: если в прошлые годы на зиму “Нафтогаз” закачивал в хранилища 17-19 млрд. куб. м голубого топлива, то в этом – лишь 14,5 млрд. куб. м. Как считают в компании, этого должно хватить на период отопительного сезона. Ведь потребление газа в стране снизилось, а бурного роста промышленности, которая является крупным его потребителем, в первом полугодии никто не ожидает. В то же время, по данным “Укртрансгаза”, в 2016 г. потребление газа снизилось всего на 4%, тогда как газа закачали на 15% меньше, чем зимой 2015-2016 гг.

Более того, осенью правительство пыталось настоять на том, чтобы “Нафтогаз” докупил еще, как минимум, 3,5 млрд. куб. м газа и довел запасы в хранилищах до 17 млрд. Это требование озвучил первый вице-премьер, министр экономики Степан Кубив. Среди мотивов таких требований были не только предполагаемые сильные холода, но и сниженные по сравнению с прошлыми периодами запасы угля на ТЭС и ТЭЦ. Выказывали пожелания относительно увеличения запасов и представители Еврокомиссии. По их расчетам, для бесперебойного транзита российского газа в ЕС в украинские ПХГ должно было быть закачано не менее 19 млрд. куб. м газа. Однако, руководство “Нафтогаза” настояло на том, что 14,5 млрд. будет достаточно, и закупки голубого топлива дальше не велись.

Это дало повод руководителю российского “Газпрома” Алексею Миллеру еще в середине ноября открыто и уже традиционно заявить, что компания ожидает сбоя в поставках российского газа в Европу из-за его возможного несанкционированного отбора из украинской ГТС. И пригрозить, что даже если “Нафтогаз” проштрафится лишь единожды, “Газпром” сразу же прекратит транзит газа в Европу. Мол, действующий транзитный контракт сделать это позволяет.

В любом случае, до сильных морозов, начавшихся в Украине накануне Рождества, тема несанкционированного отбора газа традиционно оставалась лишь предметом рассуждений и прогнозов в СМИ. А вот первым тревожным звоночком стала температура -20°С 6 января. В этот день “Укртрансгаз” (УТГ) сообщил об увеличении объемов отбора газа из подземных хранилищ.

“Прогнозируемый суточный режим 100 млн. куб. м – 83% от текущих мощностей ГТС”, – сообщил руководитель PR-департамента “Укртрансгаза” Максим Белявский.

Накануне, 5 января, суточный объем отбора из подземных хранилищ составил 69,9 млн. куб. м, а 6 января – уже 85,6 млн. куб. м, что на 22,4% больше. Однако на следующий день, 7 января, темпы прироста отбора значительно снизились и составили всего 4,7% (было закачано 89,7 млн. куб. м), а 8 января и объем отбора и вовсе упал на 4% – из хранилищ было отобрано 86,3 млн. куб. м газа. Таким образом, из закачанных перед отопительным сезоном 14,5 млрд куб. м в украинских подземных хранилищах, по состоянию на 8 января, оставалось 11,459 млрд куб. м.

Тогда же на странице “Нафтогаза Украины” в Facebook появилось заявление о том, что компания опасается спекуляций со стороны россиян из-за аномальных холодов, которые в этом году затронули не только Европу и Украину, но и Россию.

“Вполне вероятна ситуация, когда у “Газпрома” не хватит ресурсов и на обогрев своих (потребителей), и на экспорт в ЕС. Тогда крайними попытаются сделать нас. Наше дело – публичность. Ждем любимую песню: пугать тем, что Украина отбирает газ из своих подземок. Это наш газ, мы его закачали в хранилища именно для того, чтобы зимой отбирать. Никаких обязательств помогать “Газпрому” нашими запасами, когда ему не хватает, у Украины нет”, – говорится в сообщении.

В пользу того, что у россиян может возникнуть дефицит газа для собственных нужд из-за роста внутреннего потребления, высказался и президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар. Он указывает, что “Газпром”, благодаря разрешению Еврокомиссии использовать мощности газопровода OPAL на 90%, пошел на “рискованный эксперимент”, загрузив свой трубопровод “Северный поток” с перегрузкой на 10%.

“Все это делается с целью, чтобы в “час Х” (когда поступит указание из Кремля), прекратить транзит через Украину”, – считает Гончар.

Однако он отмечает, что арктический холод уже уходит из Европы и Украины и движется на северо-восток России. И благодаря этому может повториться история 2012 г., когда в конце января – начале февраля у “Газпрома” из-за увеличения потребления газа внутри России не хватило ресурсов для выполнения европейских контрактов.

“Именно тогда в приоритете будет удовлетворение нужд российских потребителей, а Европу частично можно будет отсечь, прекратив транзит через Украину под искусственным предлогом “кражи газа”, потому что в украинских ПХГ “мало газа”, – говорит Гончар.

Энергетический эксперт Дмитрий Марунич считает, что, если сильные морозы в Украине закончатся уже в ближайшее время, то у “Нафтогаза” действительно не должно возникнуть проблем с дефицитом газа в ПХГ.

“Если у нас и дальше будет умеренная зима, то, в принципе, нам должно хватить запасов газа до конца отопительного сезона. Однако, есть другая сторона проблемы – покрытие суточных пиков. То есть, если будет холодно, то к концу февраля мы не сможем на пиках обеспечить подъем из хранилищ 118 млн. кубов, которые мы можем поднимать сейчас”, – сказал Марунич. Если это случится, то под угрозой окажется транзит российского газа при пиковых нагрузках.

Иного мнения придерживается член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его словам, заявления “Нафтогаза” о возможности провокаций со стороны “Газпрома” можно расценивать, скорее, как панику. Корольчук считает, что запасов в 14,5 млрд. куб. м газа недостаточно для того, чтобы все уверились в способности украинской ГТС обеспечить транзит российского газа в ЕС во время сильных холодов. Это связано с тем, что возможность транзита больших объемов голубого топлива напрямую зависит от давления в “трубе”, на которое влияет также степень наполнения подземных газовых хранилищ.

Эксперт отмечает, что при текущих запасах, которые по данным УТГ, составляют чуть менее 11,5 млрд. куб. м, мы обеспечиваем транзит около 300 млн. куб. м газа в сутки. Но если морозы продолжатся, и Украина будет вынуждена в январе-феврале отобрать из хранилищ слишком много газа, то к концу зимы давление в “трубе” едва ли хватит, чтобы обеспечить транзит в ЕС около 150 млн. куб. м в сутки.

В то же время глава “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев в Facebook с самого начала морозов тролит беспокоящихся читателей постами о том, что на улице слишком холодно. По уверенному тону Коболева можно предполагать, что он либо уверен, что холода – ненадолго (ибо для того, чтобы запасы газа в украинских хранилищах изрядно истощились, надо минимум три-четыре недели морозов около -20°С и ниже), либо же у “Нафтогаза” есть туз в рукаве, благодаря которому он может выйти из сложной ситуации.

Насчет последнего еще в начале октября высказывался финансовый директор “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко, который говорил о двух возможных вариантах развития событий. Первый – использовать дополнительные транзитные мощности для импорта газа из Европы по словацкому направлению, и второй – возобновить закупки газа из РФ, для чего у компании, якобы, есть заготовленные юридические механизмы.

Что касается второго варианта, то он, к слову, вполне реален, ведь действующий контракт с “Газпромом” никто не отменял. Однако, на переговорах в декабре “Нафтогазу” так и не удалось договориться с российской компанией о поставках на зиму. Камнем преткновения стало нежелание россиян подписывать дополнительное соглашение к контракту, как это делали два года подряд. “Газпром” вместо этого предложил обменяться гарантийными письмами. Однако в “Нафтогазе” не считают это достаточной гарантией того, что российский монополист не зачислит украинскую предоплату в счет уплаты спорных долгов, дело по которым сейчас рассматривается в Стокгольмском арбитраже.

Первый же вариант “Нафтогаза” еще более туманный. В первой половине октября в комментарии информагентству “Украинськи новыны” Витренко обмолвился о том, что у нас есть “четыре трубы (на границе со Словакией), две вообще не используются для транспортировки какого-либо газа. Есть резервные возможности в случае действительно кризисной ситуации обеспечить дополнительный объем”.

Как отметил Марунич, речь может идти об участке словацкой ГТС (оператор – компания Eustream), мощности которого на несколько лет вперед выкупил “Газпром”. Это обстоятельство в свое время стало препятствием для налаживания реверса газа в Украину из Европы. Однако, тогда все же нашли другой инфраструктурный вариант для транспортировки газа.

Теперь же не совсем ясно, о каких возможностях реверса со стороны Словакии говорил Витренко и какие именно резервные возможности он имел ввиду. Однако, как предполагают некоторые эксперты, в экстренной ситуации перед словаками может быть поставлен вопрос о том, что либо они идут на конфликт с “Газпромом” и пускают дополнительные объемы газа через трубы, мощности которых уже выкуплены россиянами, либо же Европа остается без российского газа и мерзнет. Впрочем, насколько вероятен такой вариант, сказать сложно, тем более, что для этого надо еще найти “свободный” газ, который Украина могла бы купить на европейском рынке.

Если же газа в их хранилищах действительно не хватит для поддержания реверса, первая мера, которую должны будут предпринять “Нафтогаз” и украинские власти – отключить промышленных потребителей. Как напоминает Марунич, списки очередности отключения предприятий в экстренной ситуации должны составляться перед каждым отопительным сезоном.

Впрочем, большинство экспертов сходятся на том, что, по крайней мере сейчас, недостаточность объемов газа в украинских ПХГ – по большей части тема для гаданий и публичных опасений, которые можно использовать для морального давления на Европу и Украину, а не очевидный факт. И кто в этой ситуации блефует, Украины или Россия, пытаясь обезопасить себя на случай возможного дефицита газа, покажут только дальнейшие изменения погоды. (Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version