К управлению украинской газотранспортной системой необходимо срочно привлечь иностранного партнера – для того, чтобы вообще сохранить транзит газа после 2019 г. В этом убежден председатель правления национального нефтегазового холдинга “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев.
“Мы фактически хотим поделиться частью своего бизнеса, чтобы они помогли нам гарантировать, что после 2019 г. транзит через территорию Украины останется”, – сказал Коболев в интервью, которое вышло 4 января в эфире украинского ТВ “5 канал”. Привлечение иностранного партнера, по словам главы “Нафтогаза”, выбьет из рук россиян козырь о невозможности нормально осуществлять транзит через территорию Украины.
В Киеве – прежде всего из уст Коболева – в последние месяцы все чаще звучат опасения, что украинская ГТС после 2019 г., когда закончится действие десятилетнего контракта между “Газпромом” и “Нафтогазом” на поставку и транзит газа, может остаться пустой. Ранее такие угрозы россиян, в том числе и со стороны Владимира Путина, на Украине всерьез не воспринимали и считали методом шантажа.
Впрочем, намерения “Газпрома” построить две нитки “Северного потока-2” и “Турецкого потока” и полностью отказаться от украинского транзита после 2019 г. могут так и остаться лишь намерениями, считает руководитель отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт.
При этом она ссылается на препятствия в реализации “Северного потока-2” и неудачную попытку пуска “Газпромом” проекта “Южный поток”. “Мы уже видели, что было много заявлений, затем реализация откладывалась, впоследствии был отказ от проекта, теперь ведутся переговоры относительно других проектов”, – отметила она в интервью DW.
Не верит в реальность планов российского газового монополиста и директор базирующейся в США консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. “Планы отказа от украинского транзита – это блеф и политика. Опыт 2016 г. показал, что “Газпром” и “Нафтогаз” могут успешно сотрудничать на фоне любых политических заявлений”, – сказал эксперт в интервью DW.
Кроме того, добавляет он, “Газпром” намерен одновременно строить газопроводы “Сила Сибири”, “Северный поток-2” и “Турецкий поток”, а на все проекты в компании вряд ли найдутся средства. Еще один аргумент против отказа от украинского транзита, уверяет Корчемкин, это то, что новые проекты предназначены для снабжения постоянных объемов – так называемого газа “базовой нагрузки”, а пиковый спрос может удовлетворить только украинская ГТС.
К тому же, в Москве еще в 2015 г. формально просигнализировали готовность к продолжению сотрудничества – Владимир Путин поручил главе “Газпрома” Алексею Миллеру начать переговоры с “Нафтогазом” по транзиту через Украину после 2019 г.
По словам Андрея Коболева, интерес к проекту по управлению ГТС пока проявили только три компании. Станет ли их больше – вопрос, учитывая, что большинство ведущих европейских энергетических компаний находятся в тесных партнерских отношениях с “Газпромом”.
Впрочем, Клаудия Кемферт уверяет, что интерес к украинской ГТС у частных европейских компаний еще присутствует, а для реализации проекта важным фактором является создание Киевом привлекательных рамочных условий для инвестирования, а также сигнал со стороны Европы относительно его важности. Михаил Корчемкин считает, что в партнерстве по управлению украинской ГТС могут быть заинтересованы компании из Австрии, Словакии, Чехии, Румынии, Болгарии – стран, потоки российского газа через которые обеспечивает транзит через Украину.
Возможным камнем преткновения при привлечении иностранного партнера является оценка стоимости ГТС. В прошлом месяце Андрей Коболев заявил об оценке, близкой к $30 млрд. При этом он сразу выразил сомнение, что “рациональный покупатель”, учитывая риски пуска обходных газопроводов, готов согласиться с такой суммой. Цифра в $30 млрд. близка к оценке ГТС в 2013 г. компанией Baker Tilly, когда правительство Николая Азарова в Киеве рассматривало возможность создания консорциума по управлению ГТС с “Газпромом”. Тогда в СМИ называлась сумма от $26 до $29 млрд., из которой якобы исходили на переговорах с россиянами.
Такая оценка во многом отражает давнее отношение в Киеве к ГТС как к “национальному достоянию”, которое не должно попасть в руки иностранцев. Впрочем, при привлечении иностранного партнера важной будет рыночная стоимость ГТС, которая зависит от того, сколько денег система будет приносить владельцам, то есть объемов прокачки газа, тарифов и себестоимости, говорит Михаил Корчемкин. В последнее время доходы “Нафтогаза” от транспортировки газа составляли около $2 млрд. в год.
Планы привлечь партнера по управлению ГТС во многом зависят от решений Стокгольмского арбитража по двум спорам “Нафтогаза” и “Газпрома” по поставкам и транзиту газа. Решение по первому иску ожидается в конце марта 2017 г., по второму – несколькими месяцами позже.
К решению Стокгольмского арбитража привязано и решение Кабмина Украины о создании в рамках раздела “Нафтогаза” предприятия “Магистральные газопроводы Украины” (МгУ), которому планируют передать имущество “Укртрансгаза”. По решению правительства, передача должна состояться в течение 30 дней с момента вступления в силу решения Стокгольмского арбитража. Именно для участия в новой компании в “Нафтогазе” и ищут иностранного партнера.
Андрей Коболев уже заявил, что проигрыш в Стокгольме станет “неподъемным” для “Нафтогаза” и на этот случай существует “план Б”, детали которого он не раскрывает. Малопонятными являются тогда перспективы МгУ и участия иностранных партнеров в новом операторе ГТС. Не исключено, что проигравшая сторона будет затягивать исполнение приговора жалобами в национальных судах или попытается обойти его. Однако еще до решения в Стокгольме идея привлечения иностранного партнера к управлению ГТС может стать жертвой противостояния различных групп в украинском правительстве. Председатель правления “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев, продвигающий эту инициативу, в одном из интервью признался, что она сталкивается с сопротивлением отдельных членов Кабмина. (Deutsche Welle/Энергетика Украины и мира)