“Нафтогаз” оплачивать счет на $5,3 млрд. не будет. Возникает вопрос, а почему “Газпром” выступает” со столь громкими заявлениями? Все потому, отмечают в “Нафтогазе”, что в обосновании к счету “Газпром” ссылается на норму “бери или плати” прописанную в злополучном контракте 2009 г.
За подписание которого, экс-премьер Украины Юлия Тимошенко во времена режима Виктора Януковича два года томилась в тюрьме, но после революции была оправдана и даже имеет на руках решение Верховного суда, гласящее, что ничего плохого она не делала. Даже наоборот. Действовала в рамках полномочий. Тем не менее, чудный контракт образца 2009 г. с условиями take-or-pay (“бери или плати”), по которому даже если “Нафтогаз” не нуждается в российском газе и не покупает его, то все равно должен за него заплатить, пока действующий. Что дает “Газпрому” формальные основания делать громкие заявления. Между тем, украинская компания оспаривает условия контракта в Стокгольмском арбитраже. “Нафтогаз” не планирует оплачивать этот счет до принятия решения арбитражным трибуналом по вопросу, должно ли применяться положение контракта “бери или плати” в рамках существующего арбитражного спора”, – отмечают в НАКе.
Понятное дело, что у “Газпрома по этому поводу диаметрально противоположное мнение. “Украинская сторона обязана оплатить счет в течение 10 дней”, – надувают щеки в “Газпроме”. С точки зрения российского монополиста, украинская компания должна заплатить за то, что во втором-четвертом кварталах прошлого года не покупала российский газ, поскольку так прописано в контракте от 2009 г.
Стоит напомнить, что в прошлом году “Газпром” уже выставлял “Нафтогазу” аналогичный счет за непокупку российского газа, тогда его сумма составляла $2,5 млрд. “Нафтогаз” также отказывался его оплачивать, и “Газпром” приобщил его к материалам своего иска в Стокгольмский арбитраж, увеличив сумму требований к украинской компании.
Сегодняшний иск на $5,3 млрд. “Газпром” также может подшить к материалам иска в Стокгольмском арбитраже. “У них есть такая возможность. И мы ожидаем, что они это сделают”, – заявил главный коммерческий директор “Нафтогаза” Юрий Витренко. Если это произойдет, то сумма претензий “Газпрома” к “Нафтогазу” перевалит за $40 млрд. Дальше придется ждать решения Стокгольмского арбитража, решения которого обязательны к исполнению. Эксперты склоняются к тому, что шансу у “Нафтогаза” выиграть тяжбу с “Газпромом” очень неплохие и тогда не только не придется платить за невыбранный газ, а наоборот, требовать от российской компании вернуть средства, которые были переплачены из-за за газ в предыдущие годы. “Скажем, шансы Украины сегодня где-то 70 на 30 в пользу Украины. Украина настаивает, что необходимо взыскать с российского монополиста средства, которые Украина переплатила за газ”, – утверждает директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин.
По словам Витренко – за весь приобретенный в 2016 г. в Европе газ (в 2016 г. Украина покупала газ только в Европе) мы заплатили $1,6 млрд., то есть втрое меньше российских хотелок.
По его подсчетам, если бы Украина продолжила покупать российский газ и оплачивала его в соответствии с контрактом, то высокие цены на энергоносители “уронили” бы ВВП страны в 2016 г. на 2,5% вместо фактического роста на 1,5%.
Тем временем, председатель правления компании Алексей Миллер сопроводил выставление счета на $5,3 млрд. словами, что принцип take-or-pay – это не просто условие, записанное в контракте, а “основополагающий, базовый принцип работы газовой отрасли”. Глава “Газпрома” пояснил, что этот принцип якобы обязывает российскую компанию резервировать добычные и газотранспортные мощности под законтрактованный объем газа и гарантирует, что он будет продан только указанному в контракте покупателю. Поэтому за такие условия, по мнению главы российской компании, Украина должна заплатить. Правда, Миллер забыл отметить, аналогичные условия были прописаны в контрактах “Газпрома” с целым рядом европейских компаний и были успешно оспорены в судах, поскольку радикально изменилась экономическая конъюнктура, а российская компания не соглашалась это учитывать. “Украина исходит из формулы, которая предусмотрена в контракте, и идет путем нескольких компаний в Европе, которые выиграли аналогичные дела. То есть мы сегодня настаиваем на том, что мы переплатили России за газ”, – утверждает директор юридической компании Lions Litigate.
В свою очередь, гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напомнил, что “Газпром” легко отказывался от этого принципа, когда ему это было выгодно. Например, два года назад он не стал применять take-or-pay по отношению к Венгрии. “Венгрия освобождается от выплаты так называемой take-or-pay, то есть оплаты за недополученный газ. Это не проблема, партнеры договорились между собой”, – заявил тогда Владимир Путин по итогам российско-венгерских переговоров. С Украиной, понятное дело, договорится у российского начальства, никак не получается. Поэтому, последнее слово будет за судьями Стокгольмского арбитража.
Между тем, обе стороны – Украина и Россия – подшили к материалам двух споров в Стокгольме миллиардные иски. В частности, “Газпром” требует от Украины в целом $38,7 млрд., большая часть этих средств – $29,2 млрд. – это как раз санкции благодаря принципу take-or-pay за газ, который Украина не добрала в 2012-2015 гг. Требования “Нафтогаза” – $28,3 млрд.
Решение Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа ожидается в марте. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)