Опрошенные DW аналитики прогнозируют, что в наступившем году доля “Газпрома” в поставках газа на литовский рынок заметно вырастет, превысив половину всего импорта Вильнюсом “голубого топлива”. При этом, по их мнению, говорить надо не о триумфе российского газового гиганта, а об успехе Литвы в либерализации энергетического рынка страны.
Изменения на рынке
Российский концерн “Газпром” после распада СССР более двадцати лет оставался практически единственным поставщиком природного газа в Литву. Монопольное положение позволяло концерну влиять на ценообразование. В результате сложилась ситуация, когда Литве пришлось платить за газ дороже, чем соседним странам. Положение изменилось после того, как Вильнюс, выполняя директивы ЕС, с 2013 г. приступил к либерализации своего энергорынка.
В результате “Газпром” вынужден был продать свои акции в литовских энергетических компаниях. А в конце 2014 г. в эксплуатацию был введен корабль-терминал сжиженного природного газа (СПГ) Independence (мощностью до 4 млрд. куб. м в год), находящийся в порту Клайпеды. Литовский Сейм также принял закон, который обязал всех крупных импортеров газа приобретать 25% объемов у оператора терминала СПГ – компании Klaipedos nafta.
Основным поставщиком для него стал норвежский концерн Statoil. В 2015 г., когда начал действовать терминал СПГ, на долю Statoil пришлось 16% поставок газа на литовский рынок (0,4 млрд. куб. м, весь объем потребления страной – 2,76 млрд.). По данным министерства энергетики Литвы, в 2016 г. доля “Газпрома” на нем по сравнению с предыдущим годом сократилась с 84% до одной трети. Большую часть газа – около 60% (1,43 млрд. куб. м, весь объем – 2,4 млрд.) – Литве поставил концерн Statoil.
Плоды либерализации
В нынешнем году, прогнозируют литовские эксперты, благодаря выгодной цене, которую предлагает “Газпром”, его доля на местном рынке (весь объем, ожидается, составит 2,2 млрд.
По мнению директора Центра восточноевропейских исследований Линаса Коялы, увеличение доли российского в литовском импорте свидетельствует о том, что в стране удалось создать рынок газа, в результате чего поставки “Газпрома” в Литву перестали быть инструментом политического влияния. Жигимантас Вайчюнас, министр энергетики Литвы, считает, что ситуация, когда в прошлом году большую часть необходимого ей газа Вильнюс приобрел у норвежской Statoil, а в этом году около половины купит у “Газпрома”, является подтверждением конкуренции на рынке.
Ярослав Неверович, министр энергетики Литвы в 2012-2014 гг., утверждает, что российский концерн пытается вернуть потерянные позиции. По мнению Неверовича, не исключено, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями новых усилий со стороны “Газпрома” в данном направлении – возможно, даже при помощи заключения долгосрочных контрактов.
Энергетическая безопасность и деньги
“Действия “Газпрома” – следствие того, что в мире ожидается рост предложения сжиженного газа, что может негативно сказаться на результатах российского концерна в тех странах, которым удалось диверсифицировать источники снабжения “голубым топливом”, – объясняет Неверович.
В свою очередь Войцех Якубик, аналитик из Польши и главный редактор сайта BiznesAlert, специализирующегося на вопросах энергетики, указывает, что “Газпром” предлагает газ на выгодных условиях, чтобы найти покупателей, для которых приоритет – цена, а не угроза попасть в зависимость от доставок из России. Якубик отмечает, что подобная стратегия нуждается в контроле со стороны литовского государства при помощи терминала СПГ.
“Доля российского газа на рынке увеличивается из-за того, что, насколько известно, корабль-терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде является рентабельным благодаря поддержке властей. Энергетическая безопасность зачастую становится второстепенной, вместо ее на первом плане появляются деньги. Это усугубляется тем, что “Газпром” проводит пиар-стратегию, нацеленную на сближение с клиентами в Евросоюзе”, – добавил Якубик.
Риски и угрозы
По мнению Ярослава Неверовича, вопрос полного использования мощностей терминала сжиженного газа в Клайпеде (сейчас он загружен примерно на 40%) является второстепенным, так как благодаря существованию терминала появилась возможность влиять на стоимость газа для всех потребителей в стране.
С этими доводом соглашается и Войцех Якубик, который констатирует, что хотя “Газпром” может частично восстановить свое влияние в Литве, полностью его вернуть не удастся, так как Вильнюс благодаря терминалу СПГ получил доступ к мировому рынку сжиженного газа.
Аналитик из Польши указывает на существование риска того, что кратковременные доходы благодаря покупкам больших объемов газа по выгодной цене у “Газпрома” смогут оказать влияние на дальнейшие шаги Литвы в сторону энергетической безопасности, в основе которой – полная независимость от российской энергополитики. С подобной угрозой, по мнению аналитика, может справиться только решительные действия по диверсификации источников поставок энергоносителей. (Витольд Янчис, Deutsche Welle/Энергетика Украины и мира)