Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: что означают изменения уставных отношений НАК «Нафтогаз Украины»

Уставный фонд “Нафтогаза Украины” с 1 января 2017 г. увеличен пока единственным акционером этой компании – Кабмином с 160450481 грн. (160,451 млрд. грн.) до 190150481000 грн. (190,151 млрд.). Наблюдательный совет получил, а правление НАКа, соответственно, утратило часть полномочий.

Новообразованный независимый номинационный комитет в составе компании, очевидно, фактически должен “уравновесить силы” правления и наблюдательного совета (НС), который получил право решать судьбу как главы, так и членов правления НАКа. Кто бы и по чьей, возможно, негласной рекомендации ни стал членом НС и правления “Нафтогаза” или ни возглавил их. Номинационный комитет должен давать общему собранию акционеров “Нафтогаза” как вышестоящему органу рекомендации относительно назначения и в дальнейшем оценивать соответствие требованиям независимости и эффективности работы каждого из членов правления и НС.

В состав правления “Нафтогаза” войдут, кроме главы НАКа и его первых заместителей, руководители исполнительных органов бывших “дочек” НАКа, формально преобразованных в ПАО. В частности, главы “Укртрансгаза” и “Укргаздобычи”.

Что означают такие изменения уставных отношений для компании как субъекта международных (внешнеэкономических) отношений и для руководства “Нафтогаза”, попробуем разобраться.

Три устава для “Нафтогаза”

С 19 сентября до 31 декабря 2016 г. НАК “Нафтогаз Украины” получила три редакции своего устава. Первая из упомянутых редакций была утверждена приказом №1577 Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). Просуществовав почти четыре месяца, она утратила силу с началом 2017 г. – после принятия правительственного постановления №1044.

Вторая из упомянутых редакций устава “Нафтогаза”, утвержденная Кабинетом министров постановлением от 14 декабря 2016 г., действительна с 1 января по 31 марта. Третья (утвержденная тем же постановлением Кабмина) вступит в силу с 1 апреля 2017 г. Разумеется, если кто-то не устроит очередную люстрацию устава “Нафтогаза”.

Наиболее существенные изменения, как сказано выше, касаются уставного фонда, полномочий наблюдательного совета и правления “Нафтогаза”. Они вступили силу с 1 января и в целом сохранены в редакции устава компании, которая будет действовать и с 1 апреля 2017 г.

“Нафтогаз”&”Укртрансгаз”, или почему МЭРТ переподчинило себе “Укртрансгаз”

На момент переподчинения “Укртрансгаза” Министерству экономразвития и торговли еще не было известно, что за три квартала 2016 г. почти 78% чистой прибыли (19,8 млрд. грн.) “Нафтогазу” принес именно “Укртрансгаз”, в основном за счет услуг по транспортировке российского газа.

А 19 сентября МЭРТ утвердило приказом №1577 устав “Нафтогаза” (в контексте данной статьи это первая редакция устава НАКа). Уставный капитал НАКа в нем был указан в сумме 160,451 млрд. грн. Правление компании получило право не только реорганизации и ликвидации дочерних компаний, но и “решения вопросов управления юридическими лицами, акционером (основателем, участником) которых является “Нафтогаз”. Это положение напрямую касалось ПАО “Укртрансгаз”. При этом “Укртрансгаз” добивался некой автономии своего правления от менеджмента НАКа, стремящегося получить право на безоговорочную смену руководства “Укртрансгаза”. В газотранспортном ПАО опасались, что возможные отстранения-назначения перед началом отопительного сезона могут негативно сказаться на работе компании. Ведь силу влияния человеческого фактора, да еще в технологически непростом процессе, никто не отменял. Даже если это была перестраховка, она в значительной мере оправдана.

До этого правительством был принят план реструктуризации НАКа. Плану реструктуризации, а точнее, отделения от “Нафтогаза Украины” газотранспортного оператора ПАО “Укртрансгаз” предшествовала история, о которой сегодня предпочитают умалчивать. Хотя именно она ускорила принятие правительством решения о создании на технической базе “Укртрансгаза” (а по сути, вместо него) двух новых и желательно совместно с заинтересованными иностранными компаниями предприятий. Основные объекты ГТС, которые обслуживает “Укртрансгаз”, приватизации не подлежат согласно законам Украины. Но можно отдать их в концессию. И если очень понадобится, можно не сомневаться, что такой закон парламент примет. Хотя и не без… торга.

Не было бы ничего сверхнеожиданного в том, что МЭРТ в лице его главы решило напрямую переподчинить себе “Укртрансгаз”. Почти год назад ему же переподчинили “Нафтогаз”, и это не вызвало особого недовольства. Даже наоборот. Если не считать возмущения Минэнергоугольпрома.

Но мало того, что действующего оператора ГТС включили в орбиту МЭРТ, так еще и фактически отстранили правление “Нафтогаза” от кадровых решений в этом ПАО. До этого НАКу без проблем удалось ликвидировать правления в таких ПАО, как “Укргаздобыча”и “Укртранснафта”. Практически эти компании напрямую управляются НАКом.

Однако оказалось, что это идет в разрез с тактикой руководства “Нафтогаза” на предстоящих в ноябре 2016 г. устных слушания в Стокгольмском арбитраже по “транзитному” контракту. Как выяснилось позже, НАК, кроме прочего, требовала в арбитражном споре передать функции по контракту транзита российского газа оператору украинской ГТС, то есть пока “Укртрансгазу”. Но теряя контроль над ним, в НАКе особо слов не выбирали и заявили, что переподчинение “Укртрансгаза” напрямую МЭРТ (а не “Нафтогазу”) сыграет на руку “Газпрому” в Стокгольмском арбитраже.

В Кабмине под руководством вице-премьера Кистиона были созданы три рабочие группы, уполномоченные разобраться во всех деталях и переподчинениях.

Но еще до единого вердикта этих групп (в декабре 2016 г.), 1 июля 2016 г. правительством был утвержден план реструктуризации НАК “Нафтогаз Украины” с целью отделения деятельности по транспортировке и хранению (закачке, отбору) природного газа. Тогда уже определенно предусматривали создание ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, а затем и ПАО “Подземные газохранилища Украины”, о чем нынешние топ-менеджеры НАКа рассказывают третий год кряду.

План такого разделения “Нафтогаза Украины”, отмечалось в июльском документе Кабмина, утвержден во исполнение Третьего энергопакета ЕС и Закона Украины “О рынке природного газа”.

Как сообщало ZN.UA, оба новых ПАО должны быть созданы на технической базе действующего оператора отечественной газотранспортной системы – ПАО “Укртрансгаз”.

И хотя в постановлении Кабмина “Об отделении деятельности по транспортировке и хранению (закачке, отбору) природного газа” первым пунктом значится утверждение плана реструктуризации НАК “Нафтогаз Украины”, прикладное значение имеет второй пункт. В нем речь идет о том, что необходимо “избрать модель отделения деятельности по транспортировке природного газа, предусмотренную ст. 23 Закона Украины “О рынке природного газа”, как модель отделения для оператора газотранспортной системы Украины, находящейся в государственной собственности и не подлежащей приватизации”.

Это значит, что новый оператор ГТС будет выведен из непосредственной орбиты “Нафтогаза”. Впрочем, как и из орбиты МЭРТ. Управлять новой компанией непосредственно будет исполнительный орган – правление, но под зорким присмотром наблюдательного совета новосозданного оператора ГТС. Сопричастные министерства, регулятор и АМКУ совместно с экспертами секретариата Энергетического сообщества до 1 ноября 2016 г. должны были разработать “условия и порядок концессии имущества, которое используется для транспортировки и хранения газа и не подлежит приватизации”. А долги и неликвидное имущество ПАО “Укртрансгаз” и всех его подразделений, а также малопривлекательные, с точки зрения бизнеса, подземные хранилища газа останутся этому “старому” оператору ГТС. Причем, как отмечало тогда ZN.UA, как легкая издевка звучит подчинение “старого” “Укртрансгаза” Министерству энергетики и угольной промышленности, предыдущий глава которого Владимир Демчишин требовал полного “очищения” “Нафтогаза” от функций управления корпоративными правами как “Укртрансгаза”, так и “Укргаздобычи”, оставляя НАКу исключительно трейдерскую функцию.

Экс-министр Демчишин теперь входит в состав наблюдательного совета НАК “Нафтогаз Украины”. Но прежде всего в набсовете НАКа прислушиваются к трем его независимым иностранным членам (независимым директорам).

Президент ПАО “Укртрансгаз” Игорь Прокопив тогда в одном из интервью достаточно осторожно заявил: “Страна должна иметь партнеров, которые гарантированно обеспечат загрузку ГТС. Все остальное мы можем сделать сами – и обслуживать, и эксплуатировать, и модернизировать. Основная задача: сохранить загрузку ГТС, возможно, увеличить, добиться новых потоков, новых коридоров – это было бы самым главным вызовом”. Произойдет ли это, пока трудно сказать. Хотя в “Нафтогазе” уверяют, что претенденты на партнерство в эксплуатации украинской ГТС в Европе уже есть.

Но вернемся к управляющим органам “Нафтогаза”, в частности к наблюдательному совету. К слову, такой же орган будет создан и в будущем операторе ГТС.

Наблюдательный совет – профессиональный советник или дамоклов меч над правлением “Нафтогаза”?

Формально – меч. Если не учитывать, что изначально подбором кандидатов независимых членов наблюдательного совета занимался менеджмент “Нафтогаза Украины”. Хотя, разумеется, три уважаемых джентльмена набсовета прошли процедуру отбора соответствующего комитета и уполномоченных на то органов.

Итак, наблюдательный совет “Нафтогаза” состоит из пяти человек. С украинской стороны (детали пока опустим) в него входит Юлия Ковалив, бывшая еще недавно первым заместителем главы МЭРТ и возглавившая НС, а также экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Причем оба они имеют в своих трудовых запись о работе в НКРЭКУ.

Демчишин остается в набсовете “Нафтогаза”. Ковалив предпочла главенству в наблюдательном совете НАКа другую должность, но формально еще числится его главой. Впрочем, решение о смещении с должности учредитель и акционер “Нафтогаза” может огласить в любой момент.

Три независимых директора набсовета “Нафтогаза” имеют значительный опыт работы в нефтегазодобывающей и не только отрасли разных стран.

Заместитель главы набсовета англичанин Пол Ворвик имеет стаж работы в нефтегазовой отрасли 38 лет. В качестве исполнительного директора и на других должностях в различных компаниях он отвечал за работу в Норвегии, Великобритании, Колумбии, Польше. В различных подразделениях компании Conoco работал в разных странах Африки. Перечень его регалий и достижений, как и его иностранных коллег в набсовете “Нафтогаза”, займет не одну страницу.

Не намного меньшим опытом обладают и члены набсовета американец Маркус Ричардс (33-летний опыт работы в нефтегазовой отрасли) и британец Чарльз Проктор (28 лет работы в нефтегазовой отрасли). И надо было видеть и слышать, как скрупулезно эти джентльмены изучали работу “Укртрансгаза”. Особенно в период, когда НАК заявила о снижении “Газпромом” давления в экспортных газопроводах, а точнее, на точках входа в украинскую ГТС.

Но вот в чем загвоздка для правления НАКа. Если до принятия второго и третьего вариантов устава “Нафтогаза” правление компании было фактически подотчетно главным образом общему собранию, то теперь роль наблюдательного совета несравнимо возросла. Набсовет может даже отстранить главу правления и любого его члена, если посчитает нужным.

Не то чтобы в правлении НАКа этого боялись, но все же, надо полагать, приложили усилия для того, чтобы и члены набсовета были подконтрольны. С 2017 г., то есть во второй редакции устава НАКа, появился раздел “Независимый номинационный комитет”. С 1 апреля текущего года его полномочия будут более структурированы и немного расширены.

Независимый номинационный комитет

Как сказано в п. 96 третьей редакции устава “Нафтогаза”, независимый номинационный комитет призван обеспечить… подбор квалифицированных кадров на должность членов набсовета, в частности независимого директора. На сегодняшний день состав НС “Нафтогаза” независимыми директорами укомплектован. Но на будущее их смена и процедура смены уже предусмотрены.

Состоять этот комитет будет из четырех человек. Одного будет представлять акционер, то есть пока Кабмин, второго – трудовой коллектив НАКа, еще двое должны быть такими же независимыми, как и директора набсовета. Номинационный комитет будет избираться собранием акционеров на два года. И именно он будет рекомендовать общему собранию акционеров кандидатов в набсовет (независимых директоров), размер оплаты каждому из них, контролировать, насколько независимые директора отвечают критериям независимости. А также проводить оценку их работы и вносить предложения собранию акционеров об увольнении независимых директоров.

Правление “Нафтогаза” и новоявленные службы

Количественный состав правления НАКа со времени создания не был статичен. Впрочем, особого значения это не имело, так как решения правлению диктовались из Кабмина или администрации президента. До марта 2014 г. в него входили 11 человек. Весной 2014 г. после назначения нового менеджмента “Нафтогаза” членами правления стали Андрей Коболев (председатель), Сергей Перелома (первый зампредседателя правления), Сергей Коновец (отвечающий за финансовый блок вопросов), Юрий Колбушкин (член правления НАКа с 1999 г.) и Александр Тодийчук. Преждевременная смерть А. Тодийчука и временное задержание С. Переломы в связи с подозрениями по делу ОПЗ в какой-то момент чуть было не заблокировали решения правления в момент, когда Коболев должен был присутствовать на арбитражных слушаниях в Стокгольме.

Поэтому, а также в силу других причин количественный состав правления НАК “Нафтогаз Украины” будет устанавливать наблюдательный совет. В его состав также войдут руководители ПАО, прежде бывших “дочками” “Нафтогаза”, а именно – “Укртрансгаза”, “Укргаздобычи” и др. Но если дело будет касаться возглавляемых ими компаний, они лишаются права голоса.

К тому же в уставе узаконено виртуальное участие в заседаниях правления и голосование в режиме онлайн. До этого Коболеву, как он рассказывал в интервью ZN.UA, всякий раз при зарубежных командировках приходилось оформлять такое разрешение в Кабмине.

К другим органам и службам “Нафтогаза”, согласно уставу, теперь относятся: корпоративный секретарь и его служба (ну почти как министр Кабинета министров), независимый комитет по назначениям и вознаграждениям членам набсовета (тот самый независимый номинационный комитет), руководитель по вопросам управления рисками, руководитель по вопросам комплаенса, лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, финансовый контролер (контролеры), служба внутреннего аудита.

Тривиальной ревизионной комиссии в уставе “Нафтогаза” уже не найдете. Но это не значит, что ревизоры в НАКе отсутствуют. И если дадите себе труд одолеть устав “Нафтогаза Украины” и все прилагаемые к нему документы, то убедитесь, как изменились понятия, определения, формы работы, контроля и вознаграждения юридических и физических лиц, в частности исполнительных руководителей публичных акционерных компаний, которой является и “Нафтогаз Украины”.

Хочется верить, что все эти изменения к лучшему, а не способ трудоустроить на доходные руководящие должности “нужных” людей.

ПАО “Магистральные газопроводы Украины”

Тихо, при других обстоятельствах можно было бы сказать – в конструктивной рабочей обстановке, 9 ноября 2016 г. Кабмин принял постановление №801 “Об образовании публичного акционерного общества “Магистральные газопроводы Украины”.

Текст постановления прост и лаконичен:

“1. Образовать публичное акционерное общество “Магистральные газопроводы Украины” (далее – общество), 100% акций которого принадлежит государству и полномочия по управлению корпоративными правами государства в уставном капитале которого осуществляет Министерство энергетики и угольной промышленности.

  1. Провести частное размещение первого выпуска акций общества в количестве 3786000 шт.
  2. Установить, что уставный капитал общества:

– составляет 3786000 грн. и делится на 3786000 простых именных акций номинальной стоимостью 1 (одна) гривня каждая;

– формируется за счет государственного имущества – помещения мансарды нежилого дома, расположенного по адресу: г. Киев, ул. Ивана Гонты, 3а, общей площадью 406,5 кв. метра.

  1. Министерству энергетики и угольной промышленности:

– обеспечить совершение действий, связанных с осуществлением частного размещения первого выпуска акций общества, и оформление и подписание соответствующего решения;

– утвердить акт оценки имущества, которое вносится в уставный капитал общества, и результаты частного размещения акций общества;

– подготовить и представить Кабинету Министров Украины проект устава общества”.

После этого почти сразу был зарегистрирован устав ПАО “Магистральные газопроводы Украины” (ПАО “МГУ”, МГУ) и “частное” размещение его акций.

Официальная мотивация Кабмина относительно тектонических “преобразований” в “Нафтогазе Украины” и “Укртрансгазе” с 9 ноября 2016 г. по 11 января 2017 г.: “Правительством актуализированы меры, предусмотренные планом реструктуризации ПАО “Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины”. В частности, документом от 9 ноября 2016 г. пересмотрены ответственные исполнители и сроки образования ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. Как отмечает правительство относительно постановления №801: “…принятие постановления позволит обеспечить надлежащее выполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического сообщества в части обязательств об отделении и независимости газотранспортной системы с учетом защиты интересов украинской стороны во время продолжающегося арбитражного спора с ПАО “Газпром”.

На текущий момент оператором ГТС является “Укртрансгаз”. После окончательного вступления в действие и исполнения решений Стокгольмского арбитража по транзитному контракту функции оператора ГТС Кабмин намерен передать новообразованному ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. “Нафтогаз Украины” ожидает, что это произойдет в третьем квартале 2017 г. Но, как подчеркивают в “Нафтогазе”, это не мешает уже сейчас формировать штат и инфраструктуру (из действующих объектов газотранспортной системы Украины) для будущего оператора ГТС, которым должно стать ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. Что, собственно, и происходит.

В этом же контексте 11 января 2017 г. по предложению Минэнергоугольпрома распоряжением №7-р правительство назначило и.о. руководителя создаваемого ПАО “Магистральные газопроводы Украины” – нынешнего вице-президента ПАО “Укртрансгаз” Валерия Ноздрина. В “Укртрансгазе” В. Ноздрин работает с 2014 г. Назначение временное – до решения акционеров ПАО “МГУ”, среди которых Украина предпочитает видеть, в частности, представителей заинтересованных в транспорте газа через территорию Украины европейских соучредителей этого общества.

В новообразованном ПАО “МГУ” также предусмотрен наблюдательный совет. Наверное, наподобие “нафтогазовского”. Окончательное его формирование зависит от участия, как уже сказано, стратегического партнера-акционера, заинтересованного в сохранении транзита по украинской ГТС. Чем будет заниматься и на чьи средства будет существовать МГУ до обретения полномочий оператора ГТС, пока можно только догадываться. Ведь до вступления в действие решений Стокгольмского арбитража еще далеко. (Алла Еременко, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version