В июле 2016 г. акционеры СП “Тенгизшевройл” утвердили окончательное решение по финансированию проектов расширения производственных мощностей Тенгизского месторождения в объеме $36,8 млрд. Financial Times назвала это самым крупным инвестиционным решением 2016 г. в нефтегазовой сфере и крупнейшим с начала падения цен на нефть. Для Казахстана же эти инвестиции составляют более чем пятую часть ВВП ($180 млрд. в 2015 г.).

За пять лет на эти деньги будет построен завод третьего поколения и осуществлен проект управления устьевым давлением на Тенгизе. По словам генерального менеджера ТШО по связям с правительством и общественностью Рзабека Артыгалиева, это увеличит годовую добычу с нынешних 26-27 млн. т до 38-39 млн. т и доведет коэффициент извлекаемости нефти до 40%. Для примера: проектная мощность долгожданного Кашагана – 17 млн. т в год, как сообщил недавно вице-министр энергетики Асет Магауов. Fitch Ratings считает, что продвинуться в давно обсуждаемом проекте расширения ТШО помогла девальвация тенге, поскольку некоторые расходы номинированы в местной валюте. Руководство Chevron больше говорит о том, что общий спад в отрасли позволяет теперь привлечь лучшие нефтесервисные компании мира с дисконтом.

Сейчас место, где в 2022 г. должен заработать завод третьего поколения, выглядит фантасмагорично – нескончаемые шеренги черных столбов уходят за горизонт, что больше похоже на гигантское произведение современного искусства, чем на строительную площадку. Это так называемый свайный этап, в ходе которого в землю на разную глубину будет забито 23 тыс. бетонных столбов, каждый весом 6 т. При этом на всей территории Тенгиза (а это площадь примерно 20 на 20 км) взгляд непосвященного напрасно будет искать традиционные “качалки”: нефть у ТШО фонтанирующая, поскольку добывается с глубины 4,5-5,5 км, где давление составляет 500-700 атмосфер. Здесь достаточно пробурить скважину, подвести трубу и открыть вентиль – черное золото придет само. По сути, то, что называют заводом, это огромный сепаратор, отделяющий поступившую нефть от газа и примесей.

В нескольких километрах от будущего, третьего завода уже выросла арматура вахтового поселка, который будет состоять из многоэтажных зданий, соединенных коридорами, чтобы люди могли заниматься повседневными делами, включая занятия спортом и прием пищи, не покидая помещений (атырауский климат довольно суров). Металлоконструкции – европейские, строительство ведет компания “Искер”, много лет сотрудничающая с ТШО и контролируемая семьей покойного экс-премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева.

А вот сваи будущего завода – исключительно казахстанского производства. По информации ТШО, за январь-сентябрь 2016 г. компания приобрела товары и услуги казахстанских поставщиков на сумму более $1,3 млрд., из которых $333 млн. – в рамках проекта расширения. На пике строительства СП планирует создать порядка 20 тыс. рабочих мест.

Как сообщили Forbes Kazakhstan в ТШО, из $36,8 млрд. $27,1 млрд. выделено на производственные объекты, $3,5 млрд. – на скважины, а $6,2 млрд. – резерв, предназначенный для покрытия непредвиденных расходов.

“Мы не предоставляем разбивку с указанием, какие суммы выделены на непредвиденные расходы, а какие – на эскалацию, поскольку обе статьи связаны с неопределенностью в смете затрат”, – говорится в ответе компании (под эскалацией здесь подразумевается неопределенность в отношении затрат или цен на товары или услуги). Citi Research, исследовательское подразделение Citibank, считает эту сумму консервативной.

Однако неопределенность в нефтегазовой отрасли сопровождает теперь не только затраты, но и доходы. Что произойдет за эти пять лет с ценой на нефть и как долго будут окупаться инвестиции? ТШО отказывается раскрыть собственные расчеты, заявляя, что не обсуждает коммерческие вопросы по проекту, однако главный акционер и оператор Тенгиза Chevron в своих презентациях предполагает, что по крайней мере в 2017 г. средняя цена будет не ниже $52/баррель. Прогноз Citi Research на пять лет выглядит следующим образом: 2016 г. – $45,8/баррель; 2017 г. – $59,5; 2018 г. – $73,7; 2019 г. – $75,6; 2020 г. – $77,6. При этом, согласно презентации Chevron, затраты на разработку и реализацию проекта ПБР-ПУУД составляют $18 за баррель нефтяного эквивалента будущей добычи. Компания не раскрывает нынешнюю себестоимость добычи и реализации. Оценки аналитиков и участников рынка размещаются в коридоре $18-20, а Узакбай Карабалин в бытность первым вице-министром энергетики называл в 2015 г. цифру $25/баррель.

То есть, если верны прогнозы Citi Research и многих других нефтяных аналитиков, предполагающих, что цены на нефть в связи с резким снижением инвестиций в новые проекты начнут заметно расти уже через пару лет, акционеры ТШО имеют шанс достаточно быстро окупить расходы и выйти на прибыль. Financial Times со ссылкой на источники, близкие к компаниям консорциума (кроме Chevron с 50% в него входят Exxon Mobil – 25%, КМГ – 20%, российско-американское СП LUKArco – 5%), сообщает, что проект будет безубыточным при $50/баррель.

Вопрос сроков имеет значение не только в общепринятом для бизнеса смысле. Дело в том, что контракт с консорциумом заканчивается в 2033 г., то есть ровно через 10 лет после завершения проекта расширения. По некоторым данным, это как раз срок окупаемости, и было бы странно, если бы инвесторы собирались оставить проект после того, как он начнет приносить практически одну чистую прибыль в течение нескольких последующих десятилетий. По расчетам ТШО, проект будущего расширения вместе с проектом управления устьевым давлением позволит продолжать коммерческую добычу практически до 2063. В 2013 г. некоторые СМИ сообщили, что Chevron договорился с правительством РК о продлении контракта до 2070 г., однако эту информацию никто не подтвердил. Как сказал Forbes Kazakhstan на условиях анонимности один из менеджеров ТШО, в интересах инвесторов продлить контракт, а в интересах правительства забрать компанию после окончания его срока, поскольку первоначальные вложения окуплены со значительной прибылью, трансферт технологий и компетенций произошел и Казахстан вполне способен эксплуатировать Тенгиз самостоятельно, в разы увеличив свои доходы.

В 2015 г. доходы ТШО составили $12,8 млрд., снизившись с $22,8 млрд. в 2014 г. Но при этом расходы по сбыту и транспортировке тоже сократились – с $3,36 млрд. в 2013 г. до $2,5 млрд. в 2015 г., или на 25?%. Дивиденды в 2015 г. составили $2,363 млрд., из которых Chevron получил почти $1,2 млрд., а КМГ – $472,6 млн. При этом ТШО в 2015 г. заплатил $2,19 млрд. базовых роялти (в 2014 г. – $4,62 млрд.) и $1,78 млрд. КПН (в 2014 г. – $3,91 млрд.). По данным компании, с 1993 по 30 сентября 2016 г. прямые выплаты ТШО Казахстану составили $114 млрд., включая закупки товаров и услуг отечественных товаропроизводителей и поставщиков, платежи государственным предприятиям, выплату дивидендов КМГ, налоги и роялти, а также зарплату казахстанским сотрудникам. Каждая скважина, по словам специалистов ТШО, дает в сутки до 2 тыс. т нефти, то есть равна по продуктивности небольшому месторождению. В сумме это примерно 80 тыс. т в сутки.

Новый завод отличается от предыдущего тем, что не будет производить товарную серу. Вместо этого содержащий ее кислый газ будет полностью закачиваться обратно в пласт, поддерживая давление и нефтеотдачу.

– Мы уже сейчас почти не производим серу, а закачиваем обратно практически весь сероводород. В свое время, когда не было рынка сбыта, жидкая сера отправлялась на серную карту, позже стала производиться гранулированная и чешуированная – на экспорт. Сейчас серы на ТШО практически нет, осталось лишь около 90 тыс. т, – отмечает Артыкбаев. По его словам, в связи протестами экологов и властей серу в моменты падения рынка приходилось продавать по цене, которая не окупала стоимость доставки. С января по сентябрь 2016 г. было реализовано 1,67 млн. т. В 2015 г. ТШО выручил за побочный продукт $298,9 млн., в 2014 г. – $416,3 млн.

Впрочем, для казахстанского участника консорциума – “Казмунайгаза” – проект расширения несет и некоторые риски. “Исторически дивиденды от ТШО, в которых доля НК КМГ составляла почти $3,1 млрд. в 2013-2015 гг., были важным источником денежных средств для обремененной долгами госкомпании”, – указывают в Fitch Ratings.

Зато “Казмунайгаз” вместе со своим мажоритарным партнером по ТОО “ТенизСервис” – Waterford International Holdings Ltd, аффилированной с участником списка Forbes Kazakhstan Айданом Карибжановым, может получить неплохой профит с другой стороны. Если лететь над Северным Каспием, можно увидеть, как три специализированных судна, так называемые землесосные снаряды, неутомимо углубляют морское дно, насыпая вокруг себя острова (общим числом около тридцати в шахматном порядке, для чего будет вынуто 18 млн. куб. м грунта). Это голландская Van Oord строит канал длиной 71 км, глубиной 4,5 м и шириной 61 м, чтобы крупногабаритные грузы на строительство третьей очереди могли приходить из Европы морем, по внутренним водам России. Проект называется “Маршрут транспортировки груза” (МТГ) и включает в себя помимо канала строительство морского терминала, складов, вахтового поселка и автомобильной дороги.

ТШО не раскрывает финансовую составляющую проекта, ссылаясь на то, что его владельцем и оператором является “ТенизСервис”. Однако ранее Артыгалиев сообщал “Казинформу”, что в строительство терминала 90% средств вкладывает “Тенгизшевройл” и 10% – “ТенизСервис”. При этом, как можно понять из ответа ТШО на наш запрос, конечным собственником всех построенных активов становится ТОО “ТенизСервис”. Из отчета “ТенизСервиса” за 2015 г. следует, что еще в 2012 г. между компанией и ТШО был заключен договор о совместном исследовании и подготовке ТЭО для проекта МТГ. Согласно договору ТШО возместит полную стоимость затрат на ТЭО, права на которое будет принадлежать “ТенизСервису” при условии обязательств предоставления ТШО приоритетных прав пользования объектами в течение первых трех лет их действия. Согласно отчету, стоимость проекта $209,7 млн., из которых ТШО возмещает “ТенизСервису” $188,7 млн. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий