В борьбе за контроль над газовым сектором страны он одержал хоть промежуточную, но победу – правление “Нафтогаза” отстранило от исполнения обязанностей президента “Укртрансгаза” Игоря Прокопива. Этого Коболев добивался несколько месяцев. “ДС” попыталась разобраться, почему возникла неприязнь между двумя чиновниками, возглавляющими государственные компании, и к чему это приведет.
“Нафтогаз” сообщил, что отстранение Прокопива связано с результатами аудита “Укртрансгаза” компанией Deloitte&Touche – при проверке счетов были обнаружены нарушения. После этого НАК провела расследования внешнего аудитора и органом внутреннего аудита “Нафтогаза”, в результате которых появились доказательства ненадлежащего управления в сфере закупок. “В связи с этим “Нафтогаз” принял решение отстранить от обязанностей президента “Укртрансгаза” Игоря Прокопива, а в соответствии с уставом “Укртрансгаза” управление компанией возьмет на себя первый вице-президент “Укртрансгаза” Мирослав Химко”, – сообщил НАК.
Коболев уже несколько месяцев хотел выдавить Прокопива из кресла руководителя “Укртрансгаза”, и перечень претензий он озвучивал еще в сентябре прошлого года. Формально первой причиной стали нарушения в закупках, которые менеджеры “Укртрансгаза” провели до вступления в действие закона, обязывающего проводить тендеры через Prozorro. Тогда было проведено необъяснимо много тендеров, рассказывал Коболев, и это вызывало сомнение в прозрачности закупок. В начале февраля глава НАК озвучил цифры сомнительных сделок в “Укртрансгазе” – около 0,5 млрд. грн. за 2015 г. и порядка 1,5 млрд. грн. за прошлый год.
Второй формальной причиной стало то, что Прокопив так и не выполнил указание “Нафтогаза” вычистить из “Укртрансгаза” выходцев из Региональной газовой компании (РГК), которая управляет облгазами, принадлежащими Дмитрию Фирташу. Прокопив до прихода в “Укртрансгаз” работал в РГК, поэтому естественно, что он подбирал проверенные кадры с прежнего места работы. Выполняя требование “Нафтогаза”, Прокопив уволил главного юриста и закупщика “Укртрансгаза”, но потом снова назначил в компанию представителей РГК. Это очень не нравилось Коболеву – РГК должна “Нафтогазу” большие суммы за газ. Однако что еще важно – менеждеры РГК пытались влиять на разработку документов, определяющих взаимоотношения между “Нафтогазом”, “Укртрансгазом”, облгазами и потребителями. Получается, что Дмитрий Фирташ через проверенных людей пытался настроить механизм работы газовой отрасли таким образом, чтобы тот работал и в его интересах.
В то же время непосредственный контроль над “Укртрансгазом” позволил бы Коболеву усилить свои позиции в “Нафтогазе”. Показательно, что конфликт между Коболевым и Прокопивым стал вылезать наружу после отставки Яценюка с поста премьера в апреле 2016 г. И хотя Прокопив в своем интервью говорил, что Коболев имеет обязательства перед Яценюком, но формально “Нафтогаз” сейчас подчиняется напрямую правительству Владимира Гройсмана.
Более того, тот, кто контролирует эту компанию, имеет максимально полную информацию о перетоках газа, о ценах, о ситуации в системе. Сейчас Прокопив играет самостоятельную роль, несмотря на то что вместе с Коболевым заходил в компанию по квоте “Народного фронта”. После ухода Арсения Яценюка в отставку он начал самостоятельную игру и нашел себе новых покровителей в Кабмине. Более того, знающие люди говорят, что Коболева предупреждали, чтобы не обострять отношения с Прокопивым. Но топ-менеджмент “Нафтогаза” чувствует, что до завершения суда с “Газпромом” в Стокгольме никто ему ничего сделать не может, поэтому пытается воспользоваться моментом и усилить свои позиции, несмотря на то что это чревато конфликтом с Кабмином.
Коболев, позиционирует себя как менеджер западного образца, выстраивает работу компании по западным стандартам. Практически как частную компанию, хотя по факту она государственная. Также он считает, что в украинскую ГТС, оператором которой является “Укртрансгаз”, кровь из носу необходимо привлечь западного партнера – без этого остановить строительство Россией обходных газопроводов будет сложно. Западный партнер “Укртрансгаза” должен стать в Европе лоббистом, который будет отстаивать интересы Украины – транзитера российского газа. С точки зрения Коболева, ему будет очень сложно, если вообще возможно, завлечь в ГТС западную компанию, если он не сможет добиться от менеджмента “Укртрансгаз” повиновения. Тем более о появлении какого западного капитала в ГТС Украины может идти речь, если в креслах “Укртрансгаза” будут сидеть бывшие менеджеры Фирташа?
Впрочем, удержится ли в кресле предправления “Нафтогаза” сам Коболев после завершения арбитража с “Газпромом” в Стокгольме, большой вопрос. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)