Вокруг крупнейшего тендера “Укрзализныци” на закупку дизельного топлива разгорается нешуточный скандал. Контракты на сумму около 3 млрд. грн. могут достаться компании “Трейд коммодити”. Поставщик предложил самую низкую цену среди конкурентов, но практика показывает, что компания может попытаться поднять свое ценовое предложение, ссылаясь на рост цен на рынке.
Подобная схема уже не раз использовалась в “Укрзализныце”. В прошлом году после победы на крупном тендере компанией “ВОГ Аэро Джет” она добилась повышения цен на свою продукцию. В результате Национальное антикоррупционное бюро Украины открыло досудебное расследование о возможных убытках УЗ на 115 млн. грн. В тоже время в НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуре, занимаясь расследованием ситуации с закупками топлива на УЗ, демонстрируют разные подходы и отсутствие единства. РБК-Украина разбиралось в ситуации.
“Укрзализныця” 6 февраля через свое закупочное подразделение – филиал “Центр обеспечения производства” (ЦОП) – провела первые в этом году тендеры по закупке дизельного топлива. Изначально компания хотела закупить 125 тыс. т ДТ за 2,91 млрд. грн.
В ходе аукциона на Prozorro “Укрзализныце” удалось сэкономить выделенные на торги средства. Все три тендера выиграла компания “Трейд Коммодити”. Фирма согласилась поставить весь заказанный объем дизтоплива за 2,78 млрд. грн. Договор о поставке топлива должен быть подписан до конца февраля.
По подсчетам УЗ, предложение компании “Трейд Коммодити” оказалось почти на 1 тыс. грн. дешевле рыночной цены на дизтопливо на момент торгов. Трейдер согласился поставить свое топливо по 22,188-22,288 тыс. грн./т. Вместе с тем, по данным госпредприятия “Держзовнишинформ” (осуществляет мониторинг цен на различные виды продукции, в том числе, дизтопливо), на которое ссылаются в УЗ, на начало прошлой недели рыночные цены на топливо колебались в пределах 23,080-23,700 тыс. грн./т.
Заказанного топлива “Укрзализныце” хватит примерно на четыре месяца работы. Суточная потребность железной дороги в топливе составляет около 1 тыс. т. На начало прошлой недели запас дизтоплива в УЗ составлял 18 суток.
Согласно данным Единого госреестра юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, учредителем и директором “Трейд Коммодити” выступает предприниматель Вадим Майко.
Однако надеждам “Укрзализныци” купить топливо по низким ценам, скорее всего, не суждено сбыться. Директор Консалтинговой группы “А-95” (Киев) Сергей Куюн считает, что “Трейд Коммодити” не будет поставлять дизтопливо по ценам, которые компания заявила при победе на тендере, а будет просить УЗ повысить закупочную цену.
“Я абсолютно уверен, что “Трейд Коммодити” будет пытаться повышать цену, поскольку предложенная на тендере цена – это ниже сегодняшней себестоимости закупки. Иными словами, поставить по такой цене, значит, нанести себе огромный убыток, – говорит Сергей Куюн. – Соответственно, требование повышения цены это вопрос времени”.
РБК-Украина обратилась за комментарием к Вадиму Майко, однако в компании сообщили, что он в отпуске до 25 февраля.
Ценовая история
Изменение цен победителем тендера на поставку дизтоплива уже не раз практиковалось “Укрзализныцей”. “Как показывает практика, менеджмент ЦОП идет навстречу пожеланиям нужных поставщиков, что мы неоднократно видели на примере работы с “ВОГ Аэро Джет”, которая неоднократно практиковала схему с победой на тендере по низкой цене с последующим повышением цен, – говорит Сергей Куюн. – Дополнительной уверенности поставщикам придает то, что УЗ работает без запаса дизтоплива. Мол, вы хотите остановиться? Если нет, давайте пересматривать цены. Этот же аргумент используют и явно простимулированные поставщиками менеджеры ЦОП для оправдания своих действий перед руководством и общественностью – мы заботимся о стабильности перевозок, так как любые сбои в работе УЗ приносят намного больший убыток, чем мы переплачиваем на топливе”.
По словам источника в УЗ, ежедневные убытки от возможного простоя компании из-за отсутствия дизтоплива могут составить 130 млн. грн.
В ЦОП не опровергают того факта, что идут на изменение цен на дизтопливо у победителей тендеров, однако говорят, что им удалось добиться и снижения цен. “В течение 2016 г. корректировка стоимости закупок дизтоплива проходила неоднократно в связи с изменениями ситуации на рынке. Корректировка проходила как в сторону увеличения, так и уменьшения закупочной цены”, – отметили в филиале на запрос РБК-Украина.
В ЦОП не ответили, каким именно компаниям, и сколько раз они согласовывали изменение цен. Однако известно, что в 2016 г. УЗ работала с пятью поставщиками топлива: “ВОГ Аэро Джет”, “Окко Бизнес-Контракт”, “Трейд Коммодити”, “Сокар Украина” и “Элемент Нефть”.
РБК-Украина не удалось узнать примеры понижения цен. Вместе с тем в прошлом и нынешнем году УЗ неоднократно попадала в скандалы с повышением цен на дизтопливо.
28 ноября прошлого года УЗ провела два тендера по закупке дизтоплива на общий объем 40 тыс. т на сумму более 820 млн. грн. Оба тендера выиграла компания “Трейд Коммодити”, которая запросила за свою продукцию 720 млн. грн.
“Трейд Коммодити” подписала договора с УЗ на поставку 40 тыс. т дизтоплива 14 и 19 декабря. Однако буквально через несколько дней после подписания каждого из этих соглашений между “Трейд Коммодити” и УЗ были подписаны дополнительные соглашения о повышении закупочной цены на 10%.
Источник в УЗ говорит, что причиной таких шагов стал рост рыночных цен на дизтопливо в Украине. Если на 28 ноября средняя оптовая цена на дизтопливо составляла, по данным Консалтинговой группы “А-95”, 18,650 тыс. грн./т, то уже 14 и 20 декабря 20,650 тыс. грн./т и 20,610 тыс. грн./т соответственно. То есть, за период с момента проведения аукциона до подписания договора средняя цена в Украине возросла на 10,5-10,7%.
Закон “О публичных закупках” позволяет заказчику соглашаться с желанием поставщика повысить цены не более чем на 10% в случае колебания рыночной цены закупленного товара.
Таким образом, после подписания дополнительных соглашений УЗ с компанией “Трейд коммодити” процентная разница между рыночной ценой и ценой поставки для УЗ осталась примерно на том же уровне, что и во время аукциона, – 3-4%.
Однако совсем по-другому сложились ситуация с пятью тендерами на закупку 65 тыс. т дизтоплива, которые прошли 15 и 22 декабря. Все конкурсы выиграла компания “ВОГ Аэро Джет”. Компания победила, предложив цену на свое дизтопливо в пределах 18,500-19,399 тыс. грн./т.
Однако позже УЗ дважды пошла на повышение цен по этим контрактам. Первый раз – 16 января – цены пришлось поднять на 1880 грн./т из-за повышения с начала текущего года акциза на дизтопливо.
Но если первое повышение еще можно оправдать законодательными изменениями, то второе, которое произошло 25 января, сомнительно с точки зрения обоснованности. В конце января УЗ согласовала повышение цен на закупаемое у “ВОГ Аэро Джет” дизтопливо на 8,9-10%, мотивируя это справкой из “Держзовнишинформа” о таком повышении цен на дизтопливо с момента проведения тендера.
Однако, по данным Консалтинговой группы “А-95”, средняя оптовая цена на дизтопливо повысилась по Украине за период с 15-22 декабря по 25 января на 3,4%.
Таким образом, разница в ценах между рыночной и от поставщика уменьшилась без учета повышенного акциза с 1,141-2,040 тыс. грн./т на момент проведения тендеров до 0,149-0,699 тыс. грн./т на дату подписания дополнительного соглашения 25 января. Мало того, по одному из тендеров цена от поставщика оказалась выше рыночной на 60 грн./т.
Вместе с тем в “ВОГ Аэро Джет” отвергают обвинения в необоснованности повышения цен. В компании оправдывают рост цен изменением биржевых котировок и показателей Platts (американской агентство, которое отслеживает цены на топливо), а также очередным витком девальвации гривны, что также негативно сказывается на конечной стоимости нефтепродуктов, поскольку трейдер платит за них в иностранной валюте.
“Таким образом, подчеркиваем, что повышение стоимости цен на ДТ по договорам с “Укрзализныцей” произошло на экономически обоснованных основаниях и в пределах действующего законодательства. Неоднократные попытки отдельных экспертов дискредитировать “ВОГ Аэро Джет” путем распространения неправдивой информации, считаем недопустимыми. Более того, подобные случаи могут свидетельствовать об их ангажированности и работе в интересах конкурентов “ВОГ Аэро Джет” на рынке”, – сообщили в компании.
В рядах борцов единства нет
Январское повышение цен на дизтопливо уже заинтересовало Национальное антикоррупционное бюро Украины. “По предварительным оценкам детективов НАБУ, вред от закупок по этой схеме может достигать 100 млн. грн.”, – сообщили РБК-Украина в НАБУ.
Бюро уже расследует одно подобное дело с теми же участниками. В начале прошлого года ЦОП провел тендер по закупке 100 тыс. т дизтоплива, который выиграла компания “ВОГ Аэро Джет”. Договор с компанией был подписан 18 марта, но уже 23 и 25 марта между поставщиком и заказчиком были заключены два дополнительных соглашения о повышении цен на ДТ на 10%. По данным НАБУ, эти повышения соответствовали темпам рынка, то есть, произошли в рамках законодательства.
Однако уже 29 марта между ЦОП и “ВОГ Аэро Джет” было подписано третье дополнительное соглашение, по которому цена поставки вновь была повышена на 10%. “Но, в отличие от предыдущих повышений, объективные основания для пересмотра контрактной цены на этот раз отсутствуют. Это, по мнению детективов НАБУ, дает основания подозревать должностных лиц ПАО “Укрзализныця” в сознательных действиях по растрате имущества в пользу и в интересах ООО “ВОГ Аэро Джет”, в результате которых ПАО “Укрзализныця” понесло убытки в 115 млн. грн.”, – сообщили в управлении внешних коммуникаций НАБУ.
Детективы НАБУ определили круг подозреваемых в данном уголовном производстве еще в конце октября, а в конце ноября подготовили сообщение о подозрении в растрате средств должностным лицам из руководства ЦОП.
Однако, как сообщили РБК-Украина в НАБУ, в Специализированной антикоррупционной прокуратуре отказали детективам НАБУ в согласовании сообщения о подозрении и обязали прекратить это уголовное производство.
Вместе с тем в САП не согласны с такой трактовкой их деятельности. По словам прокурора САП Виталия Кравца, прокуратура не давала прямого указания прекратить вышеуказанное производство. “САП не согласовала подозрение фигурантам дела, поскольку детективы не собрали достаточных и достоверных доказательств преступного умысла должностных лиц, о подозрении которых ходатайствовали. А на одних только предположениях решение о привлечении лиц к уголовной ответственности основываться не может, – рассказал он РБК-Украина. – Более того, предложенные детективами фигуранты дела (заместитель директора и начальник отдела государственного предприятия) однозначно не могли самостоятельно организовать уголовное преступление, которое “обошлось” государству в 115 млн. грн. Но линия причастности к преступлению высших руководителей “Укрзализныци” и компании, которая в первую очередь получила выгоду от этой сделки, почему-то практически не была отработана”.
Поэтому, по словам собеседника из САП, детективам НАБУ были даны указания о проведении следственных действий, направленных на устранение недостатков следствия, в случае качественного выполнения которых прокуроры сочли бы возможным вернуться к вопросу о предъявлении подозрений фигурантам дела. Эти указания включали в себя применение всего объема предоставленных НАБУ законом полномочий, в том числе и отмены заключенных в результате преступления соглашений в судебном порядке.
“К сожалению, ожидаемого результата в виде качественных и надлежащих доказательств преступления детективы предоставить не смогли, зато продолжают настаивать на согласовании сообщений о подозрении. Досудебное расследование в такой ситуации не может длиться вечно, поэтому прокурор (а по закону именно прокурор отвечает за соблюдение разумных сроков следствия) предложил им определиться с решением этого дела на основании собранных ими же доказательств”, – сообщил РБК-Украина Виталий Кравец.
В свою очередь в “ВОГ Аэро Джет” напомнили, что заключенные между ними и УЗ договора о поставке 100 тыс. т топлива на сегодня остаются в силе и полностью выполненными, а их законность не подвержена сомнению ни одним решением суда.
В поисках альтернативы
Решить проблему с перманентными скандалами вокруг закупок дизтоплива “Укрзализныцей” можно разными способами. Так, Сергей Куюн предлагает применить санкции к поставщикам, которые просят повысить цены.
“По-хорошему нужно было бы один раз наказать кого-то из подобных поставщиков, чтобы все видели, что менеджеры УЗ отстаивают интересы компании, и манипуляции тут не проходят, – предлагает Сергей Куюн. – Сделать это просто: не выполняешь договор, значит, банковское обеспечение по участию в тендере уходит в бюджет УЗ, а на горе-поставщика обрушиваются многомиллионные санкции, предусмотренные договором. И вот после этого, поверьте, будет порядок. И что главное, цена упадет! Потому что и крупные трейдеры, и производители будут видеть и понимать правила игры и бескомпромиссность покупателя. А так все понимают, что там договорняки и просто не приходят на торги, либо вынуждены закладывать риски в цену”.
Вместе с тем в УЗ работают над диверсификацией поставок топлива. Одним из таковых может быть закупка топлива у государственной компании “Укргаздобыча”. Как сообщили в ЦОП, в случае принятия распоряжения Кабмина, закупка дизтоплива у этой компании пройдет по переговорной процедуре. Также в ЦОП рассматривают возможность заключения рамочных соглашений по поставке дизтоплива.
Кроме того, как сообщили РБК-Украина, в ближайшее время планируется провести “большой” тендер на закупку 100 тыс. т дизтоплива. Он состоится после того, как Антимонопольный комитетом согласует формулу расчета стоимости дизтоплива с привязкой к курсу валют и котировкам Platt’s, которая имплементирована в тендерную документацию.
Однако, как сообщил источник РБК-Украина в УЗ, привязка закупочных цен к котировкам Platt’s может сыграть с УЗ злую шутку. К примеру, в случае запрета на поставку дизтоплива из России в Украину, как это произошло в прошлом году, может образоваться дефицит на ДТ. В результате этого внутриукраинские цены пойдут вверх, но из-за стабильности мировых цен УЗ не сможет применить формульную схему закупок и, в результате, компания столкнется с дефицитом топлива.
Еще одним вариантом разрешения ситуации могло бы быть создание “Укрзализныцей” собственной топливной компании. Это позволило бы компании напрямую работать с производителями, а также зарабатывать дополнительную прибыль при продаже дизтоплива на рынок. РБК-Украина сообщили в ЦОП, что “Укрзализныця”, как крупнейший покупатель дизельного топлива в Украине, рассматривает разные варианты проведения закупок этого ресурса, в том числе и создание топливной компании. (Дмитрий Уляницкий, РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)